В интервью корреспонденту Sky Sports известный арбитр Пьерлуиджи Коллина рассказал о своей судейской карьере, лучших матчах, на которых удалось побывать в качестве арбитра, а также поделился своим мнением относительно нынешних футбольных правил.
— Когда и как вы начали свою судейскую карьеру?
— Это было очень-очень давно, 31 год назад, тогда мне было 17. Я сделал это без какой-либо конкретной причины, всего лишь потому что мой лучший друг записался на курсы и спросил у меня: "Почему ты не пойдёшь со мной?" И я подумал: "А действительно: почему?" Конечно, тогда я не знал, чем это всё в итоге обернётся, и уж тем более не предполагал, что спустя 30 лет буду говорить о судействе.
— Какой матч, из тех, которые вы обслуживали, стал для вас самым памятным?
— Я могу сказать, что был просто невероятно везучим в этом отношении. Я судил множество великих матчей. Я не могу не упомянуть финал чемпионата мира 2002 года, потому что для каждого - футболиста, тренера, даже комментатора – незабываемо быть вовлечённым в такое событие, ведь не так уж много финалов чемпионатов мира было за всю историю футбола. И потому быть одним из судей, которым посчастливилось работать на таком матче, войти в историю – это что-то особенное. Но я также обслуживал и финал Лиги чемпионов в Барселоне между "Манчестером" и "Баварией", который я очень хорошо помню. Тогда было забито два гола в добавленное мной время, и это, безусловно, невероятная концовка для футбольного матча. Также мне довелось судить на "Уэмбли" матч между сборными Англии и Швейцарии. Если ты любишь футбол, то для тебя есть некоторые матчи, которые отличаются от других, и поединок англичан и швейцарцев относится к их числу, как и встреча "Реала" и "Барселоны" в полуфинале Лиги чемпионов. Я могу долго говорить об этом, мне очень повезло в этом плане.
— Поддерживали ли вы какую-нибудь команду в детстве и трудно ли было судить матчи с её участием?
— Все были детьми, и я считаю, что вполне нормально поддерживать в детстве какую-либо команду. Но арбитр, как и футболист, - профессионал. Если футболист переживает за какую-то команду, это нормально, но если он играет против неё, он стремится показать свой лучший футбол, потому что он профессионал. То же самое и с судьями. Если вы не хотите, чтобы матчи обслуживали арбитры, которые болели за любимую команду в детстве, вам придётся искать судей на Марсе или на других планетах. Поэтому я могу сказать, что, конечно же, будучи ребёнком, поддерживал любимую команду, но, когда я обслуживал матчи с её участием, я забывал, что переживал за неё в детстве.
— Как вы поддерживали свой авторитет во время матчей?
— Дело не в авторитете, а в уважении. Ты должен контролировать ситуацию на поле не потому что ты рефери, а для того чтобы футболисты доверяли тебе. Только в этом случае есть шанс добиться лучших результатов, даже если ты и бываешь не прав. Это очень важно, и даже если ты принял ошибочное решение, игроки доверяют тебе. Так что доверие гораздо важнее, чем авторитет.
— Какие матчи вам больше нравится обслуживать: клубов или сборных?
— Мне повезло, что я итальянец и работал в одном из лучших европейский чемпионатов – серии А. Поэтому для меня судить матчи между итальянскими клубами было так же приятно, как и между национальными сборными. К сожалению, некоторые судьи не могут обслуживать клубные матчи такого высокого уровня, и для них работать на матчах сборных, безусловно, интереснее. Но для меня нет разницы, какие матчи судить.
— Что можете сказать о внедрении в обслуживание матчей техники?
— Не имеет значения, что я думаю по этому поводу, так как решение принимаю не я. В 1999 году я был в Португалии на тренерских курсах, где выступал перед судьями. Меня спросили, что я думаю по поводу помощи техники при определении того, пересёк ли мяч линию ворот, и тогда я сказал: "А почему бы и нет?" Но сейчас было решено не пользоваться помощью техники в игре, а работа судей продолжает заключаться в том, чтобы следовать правилам, а не самим их создавать.
— Есть ли такие правила в самой игре, которые вы бы хотели поменять?
— Нелегко ответить на этот вопрос, но будь моя воля, я бы изменил правило двойного наказания. Если футболист совершает фол последней надежды в собственной штрафной, то в таком случае назначается пенальти, а игрок, совершивший фол, отправляется с поля. На мой взгляд, это несправедливо. К тому же если инцидент произошёл в начале встречи, а пенальти реализуется, то команда, уступающая в счёте, должна играть до конца матча вдесятером. Это единственное, на мой взгляд, неправильное правило. Как мне кажется, забитый пенальти - уже достаточное наказание.
— Как вы относитесь к организованной в Англии кампании, направленной на то, чтобы игроки проявляли к судьям больше уважения?
— Я читал об этом в газетах и думаю, что слово "уважение" должно стать ключевым в преддверии чемпионата Европы-2008. Я думаю, уважение к судьям – это как раз то, что должно контролироваться, потому что это слово означает очень многое: уважение соперника, уважение себя самого, уважение своего здоровья и здоровья оппонента, уважение болельщиков, которые также являются частью игры, уважение всего, в том числе и судьи.
— Сильно ли изменилась игра с тех пор, как вы перестали обслуживать матчи?
— Если вы взглянете на футбол, каким он был 20 лет назад, то поймёте, что игра в то время была очень медленной. Безусловно, игра изменилась и для арбитров: она стала намного быстрее, игроки находятся на минимальном расстоянии друг от друга, и всё может поменяться в самой концовке матча. Поэтому судить стало сложнее - нужно не терять концентрации на протяжении всех 90 минут. Конечно, раньше судить было намного проще.
— Что скажете о приближающемся чемпионате Европы? Кто, на ваш взгляд, проявит себя с лучшей стороны?
— Очень сложно выбрать кого-то отдельно, всё может быть, ведь иногда на чемпионатах Европы выигрывают тёмные лошадки. Несколько лет назад победителем стали датчане, которые сначала вообще не числились в списках участников, а в 2004-м победу одержали греки, чего также никто не ожидал. Турнир короткий, многие игроки могут быть уставшими после долгого сезона – тут нужно учитывать множество факторов. Но я, конечно, надеюсь, что Италия сыграет так же, как и на чемпионате мира.