Они возвращаются. Практически все игроки "золотого" состава "Динамо" 80-х годов прошлого столетия завершали в 90-е годы свою футбольную карьеру за рубежом. Многие прижились за границей, стали там почти своими. Время показало, что это не совсем так. Сегодня лишь один игрок той команды живет на Западе. Все остальные уже вернулись в наш футбол. Последним по времени это сделал Вадим Евтушенко, вернувшийся из Швеции работать ассистентом тренера национальной сборной Украины. Внешне Вадим почти не изменился. В свои пятьдесят он такой же энергичный, каким был в те годы, когда его знал каждый футбольный болельщик. Будто и не было тех двадцати лет.
- Вадим, двадцать лет назад вы уехали из Украины в Швецию. Сейчас вы вернулись практически в другую страну. Какие первые впечатления?
- Я приехал работать тренером, поэтому впечатления у меня в основном футбольные. Скажу сразу, что о таких условиях для работы, которые имеют сегодня футболисты ведущих клубов страны и национальной сборной, мы двадцать лет назад и мечтать не могли. Для подготовки сегодня у нас есть абсолютно все и даже больше. Я почти полжизни прожил в Швеции, но там и близко ничего такого для футболистов не создано.
- Современные футболисты, мне кажется, уже и не представляют, как можно играть, не имея тех условий, которые им сейчас созданы. Может, напомнить им как жили и тренировались их тренеры двадцать лет назад?
- Во-первых, в наше время были совсем другие зарплаты у футболистов. Тогда не было профессиональных контрактов, и все мы работали инструкторами по спорту. Так тогда называлась должность футболиста. Зарплата инструктора в команде высшей лиги была 250 рублей в месяц. Как для того времени, повыше средней, но не очень высокая. Были еще и премии, но о таких деньгах, как сейчас, мы и не думали. Может, это было и хорошо. Потому что сегодня молодые ребята могут уже за год заработать в футболе денег на годы вперед и поэтому перестают упорно работать над собой. У нас, наверное, психология такая национальная. Нам трудно понять, как заставляют себя трудиться зарубежные игроки, которые, имея многомиллионные контракты, работают с еще большим старанием.
- Только ли зарплата футболистов отличала от нынешней жизнь футболистов двадцать лет назад?
- Скажу о себе. Когда я приехал в Киев в начале 1980 года, динамовцы размещались на старой базе, которой теперь и не видно за новыми корпусами. Мы жили по два человека в комнате, туалет был в коридоре, телевизор один на этаж, телефон тоже... Это было нормально. Форма у нас была простая, трикотажная, костюмы тоже простые шерстяные. Тренировочные футболки, которых нам выдавали по несколько штук на год, после нескольких стирок имели какой-то странный цвет. Особенно синие. Но главное - на этих простых футболках и простых костюмах была буква "Д", носить которую на груди мечтал тогда каждый мальчишка, игравший в футбол.
- И вы тоже?
- Конечно! Но я недолго об этом мечтал. В профессиональную команду, или как тогда говорили "команду мастеров", я попал уже студентом пединститута. Это было в Кировограде, команда называлась "Звезда". Когда же динамовский "скаут" Анатолий Сучков нашел меня в Кировограде и предложил попробовать себя в "Динамо", мне было уже 22 года. В такие годы уже не мечтать, а работать надо. Поэтому в Киев я поехал хоть и с волнением, но с холодной головой.
- В то время Валерий Лобановский искал замену Владимиру Онищенко, который много лет был партнером Олега Блохина по нападению. Вы знали это?
- Да, я знал, что в нападении "Динамо" место только одно - второе забронировано за Блохиным, который был тогда вне конкуренции. На это место кроме уже игравшего в "Динамо" Саши Хапсалиса претендовал Олег Таран. На сборы той зимой взяли кроме меня еще Ивана Шария из Полтавы и Витю Хлуса из Черновцов. Вот такой был "конкурс" - пять человек на место.
- Как вам удалось этот конкурс выиграть?
- Поначалу я просто работал на тренировках. Играл в тренировочных матчах. Потом был Кубок СССР: тогда розыгрыш начинался зимой с групповых турниров. Мне удалось забить гол в своем первом матче. Тем временем Хлус травмировался, Таран и Шарий уехали, почувствовав, что не попадают в состав и не желая сидеть в запасе. Так что нас с Хапсалисом осталось двое. Это уже не та конкуренция. Мы не были дублерами. Один из нас был запасным, другой выходил на поле.
- Когда поняли, что вы попали в "Динамо"?
- На первом сборе Лобановский ни разу со мной не заговорил. На втором тоже. А мне нужна была определенность - были предложения из других команд. Тогда я подошел к Кирилычу (Анатолий Пузач - авт.) и попросил, чтобы он сказал обо мне Лобановскому. Валерий Васильевич пригласил меня, и мы с ним долго говорили. Его интересовали мои взгляды на футбол, мое понимание той игры, в которую играло "Динамо", моя готовность выполнять все требования.
- Этот разговор все и решил?
- Вряд ли. Думаю, что решение Лобановский принял раньше. Мне же оставалось только оправдать доверие. А это было не просто. От нас, нападающих, требовалось играть прессинг, чего не было в других командах. Я был готов к этому. Я не считал, как многие тогда, что нападающий должен иметь "свежие ноги" и не утруждать себя лишней беготней. Понимал, что в современном футболе иначе нельзя.
- Вы попали из команды областного центра, из второй лиги, в "Динамо", где играли лучшие футболисты страны. Как вам удалось влиться в коллектив, где все уже были знаменитыми?
- Тогда все было проще. Мячи, например, мы носили на тренировку сами.
- А после тренировки кто их собирал?
- Тоже футболисты. Только молодые. Так было принято. Когда я пришел в "Динамо", в команде еще было пятеро из великой команды 1975 года: Блохин, Веремеев, Буряк, Коньков, Колотов. Они пользовались уважением.
- То есть мячи носили вы?
- Ну почему? И помоложе были ребята: Бессонов, Балтача...
- Извините за нескромность, а кличка у вас в команде была?
- Не было. Может за глаза, не знаю. Меня называли по имени. У других же были клички. Блоха, Бес, Муля, Лесик... Буряка, помню, всегда называли по имени. Это не имело значения. Все мы были примерно одного возраста, клички были не обидные, по отчеству никто ни к кому не обращался.
- Тогда все вы были не только динамовцами Киева, но и практически сборной СССР. С высоты сегодняшнего опыта считаете, что это было правильно?
- Чемпионат СССР был тогда чем-то вроде чемпионата Евразии. Команды с Кавказа играли в один футбол, из Средней Азии в другой, из Прибалтики - в третий, в Москве четвертый... У "Динамо", я считаю, была тогда наиболее прогрессивная модель игры, в чем-то опережавшая даже европейские. Был ли смысл разрушать эту игру, создавать что-то новое, собрав звезд из совершенно разных по стилю команд? Те, кто вписывался в нашу игру, попадал в сборную при Лобановском, те, кто нет, не попадали. Хотя были отличными игроками, звездами, как сейчас говорят. Как, например Старухин в "Шахтере", который забивал много голов и был любимцем донецкой публики. Он сам признавался, что не понимает футбола Лобановского, что не способен так играть. Поэтому тогда был смысл создавать сборную на основе лучшей команды страны.
- А сейчас?
- Сейчас другое время. И страна другая. С одной стороны, все команды играют в похожий футбол. А те, кто не играет, используют иностранцев, которые для сборной бесполезны. Просто невозможно сравнивать условия, в которых жила сборная СССР, с нынешними реалиями сборной Украины. Тот же календарь, не дающий, как раньше, собрать игроков сборной перед игрой больше, чем на два дня...
- В другое время, о котором вы говорите, перед сборной, которая была почти вся динамовская, ставились другие задачи. Тогда выход в финальный турнир мирового или европейского первенства не считался успехом. От сборной требовали самых больших побед. А сейчас?
- Да, так было. Выход в финальный турнир считался само собой разумеющимся. А там нужно было для начала выйти из группы, чтобы потом претендовать на что-то. Почему сейчас не так? Я думаю, здесь есть несколько причин. Главная - повышение уровня футбола во всем мире. Сейчас практически не осталось заведомых слабаков. В Европе раньше было тридцать сборных, из которых десять были фаворитами. Сейчас сборных пятьдесят, а фаворитов тридцать. В условиях такой конкуренции, я думаю, большую роль должно играть не только мастерство, которое теперь у всех сборных высокое. Игра за сборную - это что-то особое. Я особенно хорошо понял это в Швеции, где о моей стране, об Украине никто ничего не знал. Нас все называли русскими. Кто может заявить о стране на весь мир лучше, чем спортсмены, чем футбольная сборная? Это отлично понимают те же хорваты, например, которые играют за свою сборную с огромным настроем. Так и нам нужно играть, понимая, что за нами пятидесятимиллионная страна.
- Но ведь без мастеров высочайшего класса никакой патриотизм не поможет выиграть, не так ли? Где эти мастера, достойные побеждать лучшие команды мира?
- Уверен, что хорошие футболисты, способные вырасти до мирового уровня, у нас есть. Иначе бы не соглашался работать в сборной. Почему их мало? Когда я приехал из Швеции через двадцать лет и присмотрелся к состоянию футбола на родине, я обратил внимание на определенный перекос в подготовке молодых футболистов. С одной стороны, ведущие футбольные клубы имеют свои футбольные школы, где созданы все условия для подготовки. Но ведь в этих школах занимаются лишь по несколько десятков ребят одного возраста. В той же Швеции клубы имеют не одну, а семь-восемь детских команд каждого возраста. У нас есть и будут футбольные самородки. Главное их найти. А искать надо в маленьких городах и селах. Где дети меньше сидят за компьютерами, а больше бывают на свежем воздухе, больше играют в футбол. Талантов на периферии всегда было и будет больше. В мое время, например, в Киеве были отличные футбольные школы, а в "Динамо" было только трое киевлян: Блохин, Лозинский и Михайличенко. Всех остальных нашли и привезли в "Динамо". А чтобы было где искать, надо развивать детский футбол именно в маленьких городах, а не только в больших центрах.
- Ваш личный пример в этом смысле показателен. Не проходя никаких футбольных "университетов", вы пришли в лучшую команду страны со своей манерой игры, с особой пластикой, с оригинальной техникой, опередив тех, кого учили по правильным методикам. Откуда это все у вас взялось? Кто научил?
- Я же в школе, а потом в институте не только в футбол играл. Я и гимнастикой занимался, и акробатикой, и в другие спортивные игры отлично играл. А футбольное мастерство я совершенствовал во дворе, где вместе играли ребята разного возраста - от восьми до шестнадцати. Я был тогда очень мал ростом, подрос уже позже. Мне хотелось, чтобы большие ребята брали меня играть. Вот я и научился их обыгрывать, будучи меньше всех. Такому в детской спортшколе не научат. Поэтому считаю, что наше будущее за массовым футболом, который обязательно даст новые таланты.
- И последний вопрос. Уже много десятилетий подряд в сборной страны, как во времена СССР, так и теперь, большинство игроков традиционно представляют киевское "Динамо". Почему так получается? В чем, по-вашему, секрет?
- Нет никакого секрета. Кроме того, что в "Динамо" отличная школа с огромными традициями, у игроков команды есть психология победителей. Динамовцы - это всегда максималисты, настроенные только на победу. Поэтому и сборной они чаще подходят лучше, чем игроки других команд.
ДОСЬЕ
Вадим ЕВТУШЕНКО.
Дата рождения: 1 января 1958 г.
Место рождения: Пятихатки, Днепропетровская область.
Гражданство: Украина.
Рост: 177 см. Вес: 70 кг.
Амплуа: полузащитник/нападающий.
Карьера игрока: "Звезда" Кировоград (1979). "Динамо" Киев (1980-1988). "Днепр" Днепропетровск (1988). "АИК" Швеция (1989-1993). "Сириус Упсала" Швеция (1994-995).
Достижения: чемпион СССР 1980, 1981, 1985, 1986, 1988 гг.; обладатель Кубка СССР 1982, 1985, 1987, 1989 гг.; обладатель Кубка обладателей Кубков 1986 г.; чемпион Швеции 1992 г.; член "Клуба Григория Федотова" (110 голов).
За национальную сборную СССР провел 11 матчей, забил 1 мяч.
Участник чемпионата мира 1986 года.
Карьера тренера: "Реймерсхольм" Швеция (1996, помощник главного тренера), "Хаммарбю" Швеция (1997-1999, помощник главного тренера), "Ярфалла" Швеция (2000), "Валета Сирианска" Швеция (2001-2007). С января 2008 - помощник главного тренера национальной сборной Украины.