May 26 2006Виктор Зернов: «Поддерживают иранцев всегда потрясающе»
Российский тренер Виктор Зернов в 1999 - 2000 годах работал со сборной Ирана. Многие игроки из того состава по сей день остаются лидерами национальной команды.
- Какие воспоминания остались у вас от работы в Иране?
- Самые хорошие. Считаю, мне повезло, что попал в сборную, которая незадолго до этого выступала в финальной части чемпионата мира во Франции. Это был сложившийся опытный коллектив. С удовольствием вспоминаю моего напарника и коллегу Пурхедари, лучшего бомбардира Али Даеи, который в то время играл в бундеслиге. Популярность в Иране у него была и, наверное, остается бешеная. Его главный козырь - игра на «втором этаже», сколько мячей он наколотил головой! Хорошие воспоминания остались о техничном атакующем хавбеке Мехди Махдавикия, который в свое время признавался лучшим футболистом Азии. Очень приятный в общении и скромный, несмотря на то что был одним из лидеров «Гамбурга», молодой человек. Техника у него потрясающая: быстрый, работоспособный футболист с ясной головой и отменным дриблингом. По манере игры напоминает Илью Цымбаларя - только скорость выше.
- Али Карими, который выступает сейчас за «Баварию», тоже играл у вас?
- Да. Тогда он был совсем молодым и только начинал карьеру но уже выделялся высокой техникой. По стилю игры и комплекции похож на нашего Виктора Панаева. Для Карими обвести одного-двух соперников никогда не было проблемой. Помню, как мы с Пурхедари впервые привлекли его на сборы. Они проходили на острове Киш в Персидском заливе, где расположена одна из баз сборной. Там мы готовились к турне по Америке, и Карими проявил себя с наилучшей стороны. Турне в целом выдалось успешным: мы обыграли крепкий Эквадор, который чуть ранее победил Бразилию, почти на равных сражались с сильной Мексикой. Но ключевым и самым принципиальным стал поединок со сборной США. Он проходил в Пасадене на стадионе, где состоялся финал чемпионата мира-94. Интерес к игре был колоссальный: на трибунах собралось множество иранцев-эмигрантов, которые горячо нас поддерживали. Мы выглядели достойно, а матч завершился вничью - 1:1. Кстати, где бы ни играла иранская сборная - в Японии, Дании или Америке, - у нее всегда была громадная поддержка болельщиков. Думаю, так будет и в Германии.
- У вас был хороший контакт с футболистами?
- Да. К европейским тренерам они относятся с уважением. Иранцы знали, что я достаточно долго работал в «Спартаке». Громкое имя нашего самого титулованного клуба сыграло большую роль в моей работе.
- Чего не хватает иранцам, чтобы добиться высоких результатов на чемпионатах мира?
- В Европе и Южной Америке более богатые традиции, а в Азии футбол еще только развивается. В Иране фанатично любят игру, мальчишки гоняют мяч даже на асфальте, но такие условия для детского футбола, как в Европе, там еще не созданы.
- Вы бывали на знаменитом тегеранском дерби «Пирузи» - «Эстекляль»?
- Был. Когда впервые собрался на этот матч, Пурхедари дал совет: «Эту игру лучше смотреть по телевизору». Ажиотаж вокруг встреч «Пирузи» и «Эстекляля» всегда стоит колоссальный, поэтому он переживал за меня - как бы со мной, иностранцем, по дороге или на стадионе чего не случилось. Обстановка наэлектризована до предела. Каждый раз на «Азади» собирается не меньше ста тысяч зрителей. В горячке могут закидать чем попало. Но разок я все-таки выбрался на это зрелище. Судят его только иностранцы. Однажды работал известный венгерский арбитр Шандор Пул, другой раз - немец Маркус Мерк. Словом, ни с чем подобным раньше я не сталкивался.
- На чемпионате мира в Германии будете симпатизировать иранцам?
- Буду, поскольку частичка моей души там, конечно, осталась. Особенно интересно будет посмотреть на тех игроков, с кем работал. Желаю им удачи в Германии.