Для многих любителей футбола возвращение в «Черноморец» Василия Иванова явилось полной неожиданностью. Причем - приятной неожиданностью. Команде, которая ставит перед собой задачу выхода в первый дивизион, такие опытные игроки нужны как воздух.
Хочу напомнить, что Иванов является «последним из могикан» советского футбола. В 1991 году он, играя за ЦСКА, стал обладателем Кубка СССР и победителем прощального чемпионата Советского Союза. Затем была долгая - почти на 8 лет - командировка в Израиль, где Иванов в составе «Маккаби» из Хайфы стал серебряным призером чемпионата этой страны. Ну а после возвращения из Израиля Василий принял предложение новороссийского «Черноморца», поставившего тогда перед собой цель вернуться в премьер-лигу. Вернулись. И Иванов в этом здорово помог.
Прошлый сезон Василий Иванов провел в астраханском волгаре «Волгаре-Газпроме», дебютировавшем в первом дивизионе. В конце сезона официально заявил руководству волжского клуба о своем решении завершить футбольную карьеру. Все встретили это решение с пониманием, в том числе и главный тренер «Волгаря» Хазрет Дышеков. Как никак футболисту 35, пора, как говорится, и о дальнейшей жизни подумать. Так почему же все-таки Василий Иванов вновь вернулся в Новороссийск?
- Люди строят множество догадок, - отвечает Иванов. - Мол, захотелось легкой жизни, надоели эти длительные перелеты, игры в первом дивизионе через два дня на третий. А мой ответ довольно прост. Неравнодушен я к судьбе «Черноморца», в котором провел три сезона. Можно сказать, прикипел к нему душой. И радости были, и огорчения. Многие мои московские друзья до сих пор недоумевают: «Как такой клуб мог очутиться в любительской лиге?» Конкретно же пересмотреть свое решение о завершении карьеры игрока заставил телефонный звонок главного тренера «Черноморца» Игоря Васильевича Гамулы. Подумал, посоветовался с женой и принял это приглашение. Перед новороссийским клубом, как мне объяснили, поставлена задача выхода в первый дивизион. Это обстоятельство и сыграло решающую роль. Чем смогу, тем помогу.
- Прошел год с того момента, как вы покинули «Черноморец». А как много за этот короткий срок воды утекло. Из «вашего» состава почти никого не осталось, верно?
- Да, только Костя Бельков да Альберт Догузов. Но ничего страшного. В Кисловодске поначалу действительно было несколько непривычно играть с новыми партнерами. Но потом перезнакомился со всеми, вновь почувствовал себя в своей тарелке. Ребята подобрались хоть и молодые, но перспективные. Думаю, «Черноморец» не затеряется в зоне «Юг».
- Вы вместе с Морозовым, Раджюсом, Даницэ в прошлом году до последнего момента оставались в Новороссийске в ожидании окончательной участи «Черноморца». Болельщики с благодарностью вспоминают об этом…
- Да, никто из нас не хотел покидать «Черноморец». И только после того, как руководство ПФЛ вынесло окончательный «приговор», отправились в Астрахань. Команде Хазрета Дышекова - дебютанту первого дивизиона - требовались опытные игроки. И он по- дружески попросил нас помочь «Волгарю». Мы не могли отказать этому уважаемому человеку.
- И действительно помогли - «Волгарь-Газпром» остался в первом дивизионе. Трудно было это сделать?
- В первом круге у нас проблем вообще почти не было. Дома лишь один матч - с «Лучом-Энергией» - вничью сыграли, остальные выиграли. Потом пошли травмы, случился очень неприятный отрезок из семи поражений кряду. Но, в конце концов, игра стабилизировалась. И мы уверенно довели дело до благополучного исхода.
- В «Волгаре» вы играли на непривычном для себя месте опорного полузащитника. С чем это связано?
- Дышеков сделал это в интересах команды. Нужен был опытный футболист в средней линии. В «Черноморец» же я вернулся на свою прежнюю позицию - центрального защитника.
- В первом круге вы обыграли дома одного из главных фаворитов турнира-2005 «Кубань». Это был принципиальный матч для бывших новороссийцев? Ведь этих трех очков «Кубани», вполне возможно, и не хватило для выхода в премьер-лигу.
- Никакого желания «насолить» краснодарцам ни у футболистов, ни у Дышекова не было. Просто мы ради уважения к зрителю всегда в домашних матчах играли только на победу, с удвоенной энергией. Для того и существует футбол, чтобы доставлять радость своим поклонникам.
- В премьер-лигу, на ваш взгляд, вышли именно те клубы, которые и должны были выйти?
- Что касается «Луча-Энергии», тут вообще никаких вопросов нет. Дальневосточники уверенно начали турнир, а к его окончанию еще и заметно прибавили. Мы это почувствовали на себе, когда встречались в предпоследнем туре с «Лучом» во Владивостоке. Сыграли, кстати, тоже вничью - 2:2. А вот от Нальчика такой прыти, пожалуй, не ожидал никто. И задачи выхода в премьер-лигу руководство клуба не объявляло. Но в конце турнира неожиданно начали «сыпаться» основные конкуренты, и «Спартак» умело использовал эту ситуацию. Я лично думал, помимо «Луча» в премьер-лигу выйдут краснодарцы. Почему этого не произошло, мне непонятно. Видимо, внутри команды что-то неладно было.
- Как считаете, линия обороны, на данный момент у «Черноморца» хорошо сбалансирована? Учитывая длительный сезон, возможные травмы, дисквалификации, не маловато ли защитников?
- Василий Фиев скоро должен поправиться. Есть еще молодой Солодовник. Но парочку защитников не мешало бы приобрести для подстраховки. Думаю, до начала чемпионата у нас появится больше сыгранности и взаимопонимания.
- Давайте вспомним 2004 год. Шестеро игроков, и вы в том числе, объявили руководству клуба и тренеру бойкот, не играли в первом круге. Чем это было вызвано?
- На первых сборах мы подписали контракты с прежним руководством клуба - Антоньяном и Гамулой. А спустя некоторое время в «Черноморце» сменилось руководство. Меня и еще нескольких ребят вызвал тогдашний главный тренер Гармашов. Предложил изменить условия контракта в сторону его уменьшения. Я отказался. Напомнил, что играя за «Черноморец», получил очень тяжелую травму, долго лечился. Тогда Гармашов объявил: «В клубе останешься, зарплату платить будем, но играть и тренироваться с командой не будешь». Тренировался индивидуально, чтобы поддерживать форму.
- И как же разрешился этот конфликт?
- «Черноморец» падал все ниже и ниже. Тогда на базу приехал глава города Владимир Синяговский, состоялось собрание. Видимо, мэр был не в курсе всего происходящего. Взял слово Максим Левицкий. Сказал: «На скамейке полгода сидят шестеро опытных футболистов, способных усилить команду, а мы ее наоборот разваливаем». Синяговский, по-видимому, прислушался к этим словам, дал соответствующие указания. И вскоре мы стали тренироваться с командой, получили место в основном составе. Как никак, а в первом дивизионе удержались. То же, что произошло позже с «Черноморцем», не игроков вина.
- На землю обетованную не наведывались?
- Ни разу. Во-первых, меня в Израиль особо и не тянет, хотя там и осталось много друзей. А во вторых, сейчас очень трудно получить визу в эту страну. Взять Диму Ульянова. Семь лет отыграл за израильские клубы, жена израильтянка - а его не пустили.
- Из того чемпионского состава ЦСКА образца 1991 года кто-то продолжает играть?
- Кроме меня да Сашки Гришина - практически никто. Многие пошли работать тренерами: Сергеев, Брошин, Колотовкин, Минько… Во время отпуска встречаемся в Москве, играем вместе за команду ветеранов в различных турнирах.
- Семью как обычно на лето заберете к себе? Дочки, наверное, повзрослели, подросли?
- Да. Старшей 11 лет исполнилось, младшая осенью в школу пошла. Ждут не дождутся, когда каникулы наступят. Уж очень им Новороссийск понравился, а особенно, конечно, море.
- Сезон ожидается сложным?
- Трудно будет, спору нет. И ростовские армейцы перед собой задачу выйти в первый дивизион ставят, и «Ротор»… Но и нашу команду пусть никто со счетов не сбрасывает. «Черноморец» просто обязан напомнить о себе.