Франк Райкаард, тренер "Барселоны" в течении последних пяти лет, покидает свой пост, но уверен, что никогда не попрощается со своей любовью к клубу.
Он напомнил, что в «DIARI BARÇA CAMP NOU» в день матча Чемпионата с «Мальоркой» было опубликовано его прощальное письмо, в котором он выразил все свои чувства. «В том письме сказано все, и это были слова, идущие от сердца. Чтобы все знали, что клуб навсегда останется в моей душе». Но одно дело – продолжить прощальные речи, и совсем другое – задать серьезные вопросы «сосьо» номер 94126.
- 5 лет в Каталонии. Какая она, «Барса»?
- Это «больше, чем клуб». Это так, каталонцы и все люди, живущие в Барселоне, прекрасно это знают. Нам, иностранцам, сначала нужно познакомиться с клубом, пожить и поработать здесь, чтобы понять, что это означает. Но в конце концов понимаешь.
- Когда Вы это поняли?
- Как только я приземлился здесь, я повстречал людей, которые попытались объяснить мне это. Но даже без слов, «живя» в «Барсе», начинаешь понимать это. День за днем открываются новые грани.
- Вы уже играли на «Камп Ноу», будучи игроком «Сарагосы» и «Милана», но не бывали раньше в раздевалке «Барсы».
- Извне тоже слышишь фразу «больше, чем клуб». И думаешь, что она означает то, что «Барселона» - один из величайших клубов в мире. Ограничиваешь понимание соревнованиями и трофеями.
- Но это ведь тоже правда…
- «Барса» - один из величайших клубов мира, это так. Но когда живешь здесь и знакомишься с людьми, видишь кое-что более интересное. Я всегда буду благодарен за возможность поближе узнать клуб, страну и людей, сделать своей другую культуру и изнутри посмотреть на то, что было скрыто от меня.
- Вы предпочитаете ощущения или слова?
- Ощущения и эмоции часто имеют больше власти и силы, чем слова. Это можно сравнить с ощущением, когда прыгаешь в быстро идущий поезд. Однажды оглядываешься назад и холодеешь от мысли, сколько времени пролетело.
- Пять лет…
- Уф! Все, что произошло со мной – повод для гордости. Я старался добиться успеха в том, что делал. Из-за этой своей страсти я не замечал, как летит время, и сейчас я отдаю себе отчет в том, сколько всего прошло, сколько прожито, время словно утекло сквозь пальцы. Главной идеей моей жизни в течение этого времени была идея успеха «Барсы», и сегодня я могу спокойно сказать, что оставляю часть своего сердца здесь – и в человеческом, и в спортивном смысле.
- Этот быстрый поезд, куда он привез Вас?
- Очень далеко. Был риск замкнуться на своих личных целях. Но если ты ставишь только индивидуальные цели, скорее всего, пропустишь многое другое. … Нельзя пропускать то хорошее, что встречается в пути. Я всегда старался дать лучшее тем, кто работал со мной или верил в мой труд. Моей целью было подарить публике радость от игры, которую она заслуживала. Я обогатился внутренне, знакомясь с другими людьми и культурами. Я подружился со многими людьми, и это так же, если не более важно, чем финальный результат.
- Не боитесь, что Вас не поймут?
- Нет, почему? Я знаю, что нужно – выигрывать, всегда выигрывать. Но оглядываясь назад, я понимаю, что помимо голов и побед я должен быть благодарен «Барсе» за возможность встретить людей, получить ощущения, которые стали частью моего сердца. Это сама жизнь, и если вместе с этим приходят и результаты – прекрасно. Более того, за последние два года многие друзья стали мне еще ближе, что очень порадовало.
- Что Вам дала «Барса»?
- «Барселона» дала мне уникальную возможность, которой я воспользовался. Если работаешь и удача благоволит тебе, и тебя поддерживает хорошая команда, приходят победы. Была проделана огромная работа, и мечта многих людей помогала нам идти вперед. Все это подарило мне прекрасные моменты. Я счастлив.
- А Вы что дали «Барсе»?
- Даже не знаю, что сказать. Пожалуй, повторюсь: я получил возможность стать частью этого целого, «Барселоны», и всегда буду благодарен Барселоне и Каталонии за помощь и признание.
- Но сегодня команда не та, что была до Вашего прихода. Вы же понимаете.
- Надеюсь, что я внес свой маленький вклад. Самое важное – сумма всех частей, когда каждый вкладывает что-то свое и делает это по-своему. Не вижу никакого различия между собой и остальными.
- Вы смогли бы определить, что такое окружающая обстановка?
- Должен признаться, что в Голландии многое происходит как в «Барсе». Я помню, что такое давление окружающих, со времен, когда я был футболистом «Аякса». В Амстердаме мы использовали это же выражение. Обстановка? Это нечто, что находится вне клуба, но может влиять на команду. Для меня здешняя обстановка не стала сюрпризом.
- Давление обстановки сказывалось на Вас?
- Честно говоря, я думаю, что во всех клубах и странах некоторые мнения слышны только когда что-то идет не так. «Барса» показывала хорошие результаты и играла в хороший футбол. Мнения – тоже часть клуба, и я не хочу жаловаться. Тем не менее, точно и то, что когда закручиваются гайки, окружающая среда не молчит.
- Какие отношения Вы устанавливали между собой, игроками и «Камп Ноу»?
- Тренер – это часть команды. Для многих – важнейшая часть, потому что победы означают, что тренер выполнил свою работу, а в случае поражений ясно, кто ошибся. В этом смысле, чем больше людей, тем сильнее давление. Я всегда пытался понять это и относиться к критике с уважением. Я понимаю, что публика – это очень важно, и «Барса» выходит играть ради болельщиков.
- Публика на «Камп Ноу» и правда такая холодная, как иногда говорят?
- Зависит от момента. Когда болельщики понимают, что команде нужна поддержка для достижения результата, они поддерживают ее. В сердцах фанатов живет мечта видеть «Барсу» чемпионом, который играет в красивый футбол. И наоборот, когда команда демонстрировала нечто неинтересное, эта же публика начинает критиковать ее в случае чего. Например, когда матч выигрывается, но, по мнению людей, не так, как год или два назад. Иногда хорошая игра приводит к чрезмерной взыскательности публики. Игрокам всегда приходится бороться против этого давления, и если оно влияет на них, любой проиграет…
- Взыскательность вредит команде?
- Это можно понять, лишь находясь здесь. Это нужно пережить. Те, кто воспитывался в клубе, привыкают к этому с детства. Иностранцам приходится учиться этому. Игроки попадают в «Барсу» не случайно, а из-за своих качеств, которые им нужно продемонстрировать.
- И если команда достигает успеха, что тогда?
- Это происходит автоматически. Если команда достигает успеха, болельщики поддерживают ее. «Сосьос» хотят видеть «Барсу», играющую в привлекательную игру и побеждающую. Поэтому команда сама должна начать, если ее игра вызовет хорошие ощущения, публика ей поможет. Это еще одна черта понятия «больше, чем клуб».
- Есть мнение, что публика «устала от побед». Это повторилось здесь так же, как случилось с «Dream Team»?
- Нет! Наоборот, публика никогда не устанет от побед. Когда публика молчит, она озабочена, потому что команда не в форме, пытается сделать что-то, и ничего не получается. Просто публика должна понять, что чтобы победить, иногда нужно пострадать. В некоторых странах все по-другому, и фанаты поют все 90 минут.
- Когда тренер замечает тишину, спрашивает себя, что он сделал не так?
- Я всегда пытался понять ощущения, которые передаются от команды публике. И поскольку тренер – часть команды, я автоматически беру на себя часть ответственности. Это требует смелости. Сложные ситуации многое дали мне. И наоборот, когда команда играла хорошо, когда все получалось как мы хотели, мне хотелось сесть вместе с «сосьос» и наслаждаться хорошим футбольным матчем с ними и как они.
- Золотая середина – самое лучшее? Тюрам сказал, что «Барсе» не хватает равновесия. Вы согласны?
- О «Барсе» нельзя говорить обобщенно и рассуждать, чего не хватает в целом. История состоит из многих моментов. Поэтому, о чем мы говорим? О какой «Барсе»? Когда все хорошо, ясно, что есть равновесие, гармония между командой, публикой и окружением. А сейчас можно сказать, что равновесия не хватило.
- А если наоборот: если нет равновесия, «Барса» не побеждает?
- Да, но в каком смысле равновесия? Равновесие в команде, гармония в раздевалке, между клубом и окружением или с журналистами? Много факторов может повлиять на команду.
- Как это сложно, правда?
- Это не сложно. Это все как есть. Я даже думаю, что это легко объяснить. Если команда хорошо играет и дарит хорошие ощущения, у «Барсы» это получается благодаря таланту. Тогда все очень легко.
- Кройфф провел на скамейке «Барсы» восемь лет. Вы пять. Ван Гааль три. Венейблс тоже. Латтек – два года. В «Барсе» нет своего Фергюсона. Он у нас будет когда-нибудь?
- Это сложно сравнивать. В английском футболе и нашем мало общего. Это две разные философии, если не сказать противоположные. Здесь происходят выборы, президенты привлекают свой персонал и специалистов, а в таком клубе, как «МЮ», есть один хозяин, и клуб функционирует как предприятие. А в «Барсе» такого нет. Здесь время от времени меняется структура, организация, даже философия, это каждый раз начало с нуля. С «МЮ» такого не происходит, и Фергюсон, которого я очень уважаю, может много лет проработать с командой, не один год строить новую команду. Здесь это маловероятно. В «Барсе» все сложнее.
- Матч на поле «Леванте» в Ла Лиге завершил пять лет «засухи». Менотти назвал «Барсу» «клубом исторических необходимостей». Когда Вы прибыли, это было так?
- Фраза хороша, но она очень драматична. Я думал о том, что команда много выстрадала, и спрашивал себя, что нужно сделать, чтобы покончить с этим. Разумеется, ответ – работать вместе, наметить цель и подумать, что сделать для того, чтобы начать выигрывать.
- Какую роль играют сами игроки в успехе команды?
- Тренеры могут говорить столько, сколько хотят, но без команды ничего не работает. Я бы выделил Пуйоля. Он - капитан, он отвечает за командный дух и благородство. Также я хотел бы отметить Роналдиньо. Он играл ключевую роль в том, чтобы люди вновь возбудились, были счастливы. Он был действительно очень важен для команды. С ним "Барса" видела победы и поражения. Но без Роналдиньо мы бы не одержали больше побед, чем было до него.
- 17 мая 2006 года кулес были счастливейшими людьми в мире. Для профессионала, который привык выигрывать под разными знаменами, что значила эта ночь?
- Незабываема. Я даже скажу больше: неповторима. Я думаю об этом, и еще раз должен поблагодарить всех, кто позволил мне узнать, какие ощущения способна пробудить победа в болельщиках.
- Когда «Барса» начнет очередной розыгрыш Лиги Чемпионов, Франк Райкаард поедет с ней, чтобы подбодрить?
- Мне очень бы хотелось. Конечно! Можете на меня рассчитывать.
- Каким Вы хотели бы быть в старости?
- Ребенком. Даже не хочу думать: жить с радостью и сердцем ребенка.