Евро-2008. Финал. Ошибка Гари Линекера - Face 2 Face Betting June 30 2008
Евро-2008. Финал. Ошибка Гари Линекера
«Футбол – это игра, в которую играют 22 человека, а побеждают немцы»... Гари Линекер не знал, что спустя десятилетие с небольшим в Испании кому-то придет наконец-то в голову создать ровную команду. Гари Линекер не знал, что в финале чемпионата Европы 2008 года эта Испания убьет немцев своей организованностью. Гари Линекер не знал, что именно Испания станет чемпионом Европы, одолев в финале Германию, причем несмотря на счет одолев по всем статьям.
Изощренность унижения Германии как раз и заключается в том, что счет на табло свидетельствует о борьбе и примерно равно игре, однако все, кто видел этот матч согласится: немцы проиграли с позором, фактически прекратив бороться, полностью предоставив сопернику право ведения игры. Более того, положа руку на сердце, начала Германия так, как и должен был начать без 90 минут чемпион Европы, продолжила так, как сделал бы неудачник чемпионата мира, а закончила так, как это сделала бы третьеразрядная команда, случайно дошедшая до финала. Гари Линекер, конечно, всего этого не знал. Он не знал, что стартовые минуты финального матча Евро-2008 Германия проведет великолепно, отберет мяч у испанцев и начнет методично идти ко взятию ворот. Что немцы будут излучать уверенность, не побоимся этого слова, чемпионскую уверенность, что от них будет веять хладнокровным спокойствием, которое практически задавит соперника: испанцы были очень осторожны, вперед ходили неохотно, делали множество лишних передач в центре поля и вообще совершенно очевидно боялись статуса финалиста. Если говорить о психологии, то в этот момент немцы уступили. Они упивались своим величием и своим игровым превосходством – иными словами решили, что дело уже сделано. Германия действительно много атаковала, а после безнадежно испорченного Хитцльшпергером момента, когда он завершал быструю атаку и бил под небольшим углом, но слишком слабо, немцы, как показалось, подняли над головой Кубок, справедливо полагая, что по такой игре голы непременно придут. Единственное, что не было учтено командой Йоахима Лёва: чтобы считать гол свершившимся фактом, его нужно забить. А с этим не складывалось, да и по-настоящему острых моментов у немцев не было. Гари Линекер не знал, что Испания к середине тайма мужественно поборет свой страх и встрепенется. А именно это она и сделала, увидев, что сопернику мало что удается в завершающей стадии. Подопечные Луиса Арагонеса задвигались, что принесло свои плоды очень быстро. Первое, что бросилось в глаза, это поразительная слабость правого немецкого фланга – Иньеста постоянно влетал в зону левого инсайда без помех. Второе – это, конечно, полная несостоятельность Подольски, которого мы столь усердно хвалили. Причем его слабая игра стала куда более определяющей, чем невнятное выступление других игроков атаки: Лукас очень хорош в подыгрыше, а именно толкового паса не хватало Германии. Конечно, то же можно отнести и к Швайнштайгеру, который за весь матч не сделал ни одного «своего» паса, однако Бастиан как минимум старался.
Где же был Подольски, вообще понять трудно. Третье – это оборона, одна серьезная ошибка которой решила исход матча, а множество других заставили понервничать всех остальных.
Первый опасный момент, который свидетельствовал о полном преображении Испании, случился незадолго до самого гола, когда Фернандо Торрес пробил головой, но мяч стукнулся о штангу и вылетел в поле – Капдевилья добивал, но слишком расширил угол удара. А совсем немного времени спустя Сенна отдал короткий пас на Хави, тот в свою очередь отдал блестящий по точности вертикальный пас на Фернандо Торреса, который вылетел на одного несчастного Лама, разумеется, продавил его, обошел и обогнал (заметим в скобках, что испанец довольно сильно схватил за руку защитника, сбив его темп), пробил над бросившимся ему в ноги Леманном – мяч медленно полетел в дальний угол. Гари Линекер не знал, что Германия не сразу отойдет от этого шока, что Испания будет продолжать гнуть свою линию, нисколько не боясь атаковать. Шанс у команды Йоахима Лёва был один: сравнять до перерыва. Надо сказать, что она им отчаянно пыталась воспользоваться, обступив штрафную соперника и не снижая давления. Однако игра в пас настолько разладилась у немцев, что все их попытки пробиться к воротам Касильяса выглядели, возможно, волнующе, но никак не опасно.
Из событий первого тайма выделяем также полученную травму Баллаком в игровом эпизоде и его довольно долгое отсутствие на поле, а также хамскую выходку Марчены, который откровенно въехал в ногу Клозе уже после свистка (Мирослав в офсайде был), однако остался безнаказанным. Точно такой же прием, только уже в игре, испанский защитник повторит и во второй половине. Говоря же об Испании нужно отметить, что очень здорово действовали Сенна, Хави (что он вытворял!) и Иньеста – фактически они вели игру. Добавим также, что Сильва, так ярко проявивший себя в других матчах, был бледноват, равно как и Фабрегас.
Гари Линекер не знал, что второй тайм финального матча станет агонией Германии. Более того, он никак не мог предположить, что немцам откровенно не хватит физики. Во второй половине команда Йоахима Лёва окончательно потеряла в движении и игра, оставаясь по прежнему интересной, стала проходить в одном направлении. Все силы немцы бросали на оборону и борьбу за мяч – выяснилось, что играть без него команда совершенно не умеет – а потому впереди Германия была бледной, чтобы не сказать хуже. Причем, как показалось, это озадачило и самого наставника, который представить не мог, что с этим делать. Ключевой ошибкой и признанием Лёвом своего бессилия стал выход Гомеса – форварда, который на этом турнире себя, мягко говоря, не проявил. Какова была ему альтернатива? Очень рискованная, но была: звали ее Одонкор. Он далеко не так хорош, как два года назад, но он быстр и смекалист, а именно этого так не хватало немцам. Нойвилл? Возможно, не помешал бы и выход Боровски. А Гомес... Он сыграл так же невнятно, как и в тех игра, в которых ему доверяли.
Конечно, Гари Линекер не мог знать и того, что Испания будет откровенно измываться над оппонентом и дрогнет только в самом конце матча, когда почувствует новую волну давления – скорее, отчаянного, чем осмысленного и острого. Тогда Испания начнет отбиваться, но даже этот хаос не заставит Германию ускорится для финального штурма.
В целом же во втором тайме испанцы создали немало моментов для втрого гола. Это и удар Хави, который отразил Леманн, и бездарнейший выстрел (не первый, к слову) Сильвы, и Иньесты (это уже позже случилось), и Серхио Рамоса (традиционно бил головой в падении). Причем все это лишь малая часть – испанцы постоянно сидели на воротах Леманна. В чем-то, конечно, Гари Линекер был прав. Был во втором тайме отрезок, когда Германия вдруг стала иной. Начало положил Баллак, удар которого прошел рядом со штангой. Это подействовало на немцев отрезвляюще, и они довольно активно насели на ворота Касильяса, но, как сейчас видится, смысл в этом всем был только один: Испания должна была показать, что действительно стала сильнее во всех своих линиях, что теперь она способна выдерживать натиск и не впадать в панику.
Наверное, чуть больше десяти лет назад Гари Линекер не мог представить, что немцы, дойдя до финала, не смогут там ничего предъявить, что лучшим их игроком в нем станет посредственным в целом вратарь, который провел потрясающий матч, и что Испания совершенно заслуженно станет чемпионом Европы. Заметьте, Испания, которую до начала первенства никто не видел фаворитом. Никто, кроме Луиса Арагонеса. Но о нем мы поговорим чуть позже. | |