«Да что тут такого? Я просто перешёл из одного отличного клуба в другой», — игрок «Милана» Шевченко, чья зарплата с переходом в команду «Челси» составила 1000 евро в час (весь контракт потянул на 45 млн.), пожимает плечами. «Речь идёт не о деньгах. Я оставляю футбольную семью ради интересов своих близких. Мы с женой решили, что для воспитания нашего сына в Британии будет лучше». Переезд Андрея в Лондон произойдёт после чемпионата мира, а пока наша беседа состоялась в Милане.
— Андрей, вас уже явно заколебали этим вопросом, но всё-таки: почему вы так тщательно скрывали, что уходите к Абрамовичу?
— О… знаете что, а давайте лучше я вас спрошу: Георгий, вы совершенно случайно не в курсе, почему Шевченко скрывал, что уходит к Абрамовичу?
— На что я вам отвечу — боялся сглазить, наверное. Хотя и без того всем было ясно, что уйдёт, — по слухам, отсыпал Абрамович Шевченко за переход в «Челси» кучу миллионов, а кто ж против таких деньжищ устоит.
— (Смеётся.) Отлично. Но у меня более простое объяснение. В футбольной жизни что-то прогнозировать — дело неблагодарное. Подобные слухи про Абрамовича появлялись целый год каждую неделю. Как только новая заметка, так сразу шквал звонков — ну вы уходите или не уходите? Мне смысла не было отвечать. Я отвечу, что не ухожу, а завтра опять начнут звонить — да не может быть, вон там опять очередная газета «из достоверных источников» сообщила.
— Я думаю, Абрамович спал и видел, чтобы затащить вас в «Челси».
— Ну не скрою — мне это по-человечески приятно да и команда там довольно профессиональная. У меня сейчас очень хорошие отношения с Романом.
— Прекрасно. Ещё один вопрос на злобу дня — есть ли у вас прогнозы, какими окажутся результаты чемпионата мира по футболу-2006?
— Эх, да какие тут могут быть прогнозы… Уже понятно, что фавориты будут те же, что и всегда, — бразильцы, аргентинцы, итальянцы, немцы. Ну ещё французы, наверное. В общем, вот между этими командами и развернётся борьба.
— То есть всё скучно и предсказуемо…
— Просто эти страны являются ведущими футбольными державами, и я вам откровенно говорю: что тут может быть нового? Я не спорю, иногда бывают сюрпризы — так, как чемпионат Европы выиграла Греция, но это уже просто чудо.
— А вдруг и здесь «чёртик из табакерки» появится?
— Ну, знаете, я предпочитаю такую спокойную точку зрения — из тридцати шести номеров на рулетке существует только один ноль. И шанс, что он выпадет, — один к тридцати шести, хотя и это тоже может случиться. Кстати, я так сказал не потому, что я играю в рулетку, вы не подумайте (смеётся). Просто сравнение хорошее.
— Неужели? Хотя говорят, что спортсмены — люди азартные…
— Конечно! Очень азартные, потому что спорт сам по себе азартный, и особенно профессиональный. Ты играешь для того, чтобы выиграть, — это уже азарт. Но спорт — это спорт, к развлечениям в казино он отношения не имеет.
— Гонорары футболистов растут как на дрожжах: сейчас уже и 45 миллионов евро за игрока, как в вашем случае, не предел. В футбол приходят не специалисты, а просто богатые люди, скупая команды, — и арабские нефтяные шейхи, и тот же Абрамович: цены в результате стали запредельными. Не ждёт ли нас «спортивный дефолт»: футбол станет просто неокупаемым?
— Я вас уверяю, что в Европе футбол и так неокупаем. Тут к нему отношение пока ещё всё-таки как к спорту, а в Америке это давно уже бизнес. Взять баскетбол в США — там есть бюджеты, которые обязаны команды иметь, они работают в крупных городах с большим населением, где существует возможность заполнить стадионы и привлечь спонсоров. Зато они могут себе позволить собрать классную команду, купить нужных для раскрутки звёзд. В принципе в Европе тоже понемногу стали к этому приходить. Что вы хотите от футбола? Это профессиональный спорт, на который люди приходят смотреть, платят деньги за билет. Если спортсмен своей игрой привлекает на стадион фанатов, желающих видеть его на поле, то он должен соответственно и зарабатывать.
— Кто ж спорит. Но, с другой стороны, увлечение такими вещами приводит к феномену Бекхэма, который из футболиста в фотомодель превратился. Есть девочки, которым наплевать на футбол, но от «душки Дэвида» они в экстазе.
— О, ну тут дело в том, что Бекхэм выбрал совсем другую линию. То, что он делает, нельзя связывать со спортом. Парень очень привлекательный, имеет отличное телосложение плюс ко всему — правильного менеджера. Но не надо забывать, что в своё время Бекхэм себя отлично показал как игрок… Сейчас, видимо, такой период у него. Футболисту всегда следует знать: легко переборщить с рекламой.
— Согласно опросам, Шевченко популярнее любого итальянского министра. На Украине не хотите идти в политику. А как насчёт Италии?
— Нет-нет-нет. Это не мой мир. Даже если Берлускони лично пригласит — не пойду.
ВОПРОС ЧИТАТЕЛЯ «АиФ»
9 июня откроется чемпионат мира по футболу, но сборная России туда не поедет, ибо вылетела в отборочном туре. Хуже у нас с футболом ещё не было. Как вы полагаете, Андрей, спасёт ли российскую сборную иностранный тренер?
— Мне на эту тему сложно говорить… В общем, моя точка зрения такая — для того чтобы собрать сильную сборную, прежде всего надо понимать, что её никак невозможно сделать за один год или за два. Для этого Федерация футбола должна взять достойного тренера (неважно какого — иностранного или российского) и просто дать ему поработать. Ведь все эти годы, что в России существуют проблемы с футболом, главных тренеров меняли очень часто и никому из них не давали возможность довести дело до конца. На мой взгляд, только когда тренеру позволяют делать свою работу, а не дёргают каждую минуту, лишь в этом случае и можно требовать от него результаты.