Расписание уроков - Футбол Прогноз 27 червня 2006
Расписание уроков
Сиюминутные оценки, восхваляющие победителей и уничтожающие проигравших, основанные на эмоциональном восприятии и степени понимания футбольной игры, на личных пристрастиях и антипатиях, исчезнут, стоит предположить, сразу после финального матча чемпионата мира. Они, собственно, исчезают постепенно и сейчас, на стадии стыковых, кубковых матчей: наступает время составления расписания уроков на ближайшее будущее. Для нашего футбола, в Германию не попавшего, это особенно важно. Хотя бы потому, что он важную страничку собственной истории, касающуюся сборной, начинает писать с чистого листа: впервые команду доверили тренировать иностранцу. Гус Хиддинк, не приехав еще и не приступив к работе, уже представлен СМИ человеком, всего уже с Россией добившимся. Как в советские времена, когда широко практиковались восхваляющие отклики на то или иное событие, почти каждый интервьюируемый зарубежный футбольный человек рассказывает как же нам несказанно повезло. Пока же повезло Австралии. И не только потому, что ее вывел сначала на чемпионат мира, а затем из группы голландец, специалист, нет сомнений, квалификации весьма высокой. Но и потому еще, что австралийцы, в отличие от наших, далеких от реальных самооценок постоянных сборников, бьются в каждом эпизоде каждой игры – с первых, подчеркнул бы, до последних секунд – так, будто от эпизода этого зависит судьба матча. А ведь действительно зависит. Меня, признаться, удивили высказывания большинства ведущих российских игроков перед чемпионатом: за Австралией наблюдать не собираемся. Напрасно, ибо наблюдения за командой Хиддинка позволили бы начать урок с понимания требований, которым им (тем, разумеется, кого Хиддинк выберет) предстоит неукоснительно следовать. Торжество командного футбола, в котором звезды, сознательно подчинившись принципам ведения коллективной игры, имеют шикарную возможность импровизировать в ее рамках, проглядывается на примере Германии, от матча к матчу прибавляющей. В отличие как от сверкнувших в предварительном раунде команд, но потом сдавших (Чехия, Голландия, Аргентина), так и от застывших на одном уровне (Италия, Франция, Португалия). И особенно от английской сборной, неорганизованного (пока?) отряда, сформированного из тянущих кто в лес, кто по дрова звезд. Прагматизмом, к слову, в игре с эквадорцами и не пахло: англичане с огромным трудом благодаря точному удару со штрафного сумели одолеть «сдувшуюся» и перемещавшуюся по полю пешком команду. Основная составляющая немецкого успеха (на этот во всяком случае час) – тренерская работа Юргена Клинсманна. Он гнул свое, несмотря на сумасшедшую критику, и сумел создать настоящую команду из крепко знающих дело исполнителей, за дело ответственных и публике, невероятно мощно их поддерживающей, делом отвечающей. Не размениваясь на мелочи, не обращая внимания на попытки соперников вывести их из себя. Именно взаимные провокации, на мой взгляд, и вызвали широко обсуждающийся сейчас хаос, возникший в матче Голландия – Португалия; можно, понятно, обнаружить оплошности в работе Валентина Иванова, но не он бил по ногам, играл руками, бодался и симулировал, – португальцы и голландцы. И Украина для нас, полагаю, урок. Наша сборная, утверждают, с 88-го года не выходила на крупных турнирах из группы. Это какая же «наша»? Сборная СССР? Если она «наша», то на какой полочке в таком случае разместить, скажем, Украину, которая – поинтересуйтесь у статистиков – служила в 70-е и 80-е годы основным поставщиком футболистов для всех советских сборных, от юношеских до первой? Украине, стоит напомнить, после распада Союза в футбольном правопреемничестве было отказано, она лишилась большой группы ведущих игроков, подавшихся в Россию, но времени, в отличие от нас, даром, судя по всему, не теряла и дебютировала на чемпионате мира более чем пристойно. Александр ГОРБУНОВ | |