Геннадий Орлов: «Профессионализм в дефиците, поэтому в цене» - Футбол Прогноз 18 липня 2006
Геннадий Орлов: «Профессионализм в дефиците, поэтому в цене»
Этого человека в нашем городе знают все, кто хоть чуточку неравнодушен к спорту. Болельщики уже нескольких поколений с интересом смотрят передачи телекомментатора Геннадия Орлова, слушают его репортажи. Люди просят у него автографы, задают вопросы, интересуясь его мнением. Наша беседа началась с темы чемпионата мира, неделю назад завершившегося в Германии.
- Вот мы и пришли к теме голландских тренеров - очень важной теме для России и Петербурга. Что вы ждете от работы Хиддинка со сборной России? - Уверен, что ему придется очень тяжело. Почему-то многие убеждены, что голландец сразу сделает нашу сборную другой командой. На бумаге мы уже обыграли и англичан, и хорватов и на чемпионате Европы будем бороться за медали. Откуда такой оптимизм – не понимаю? - Вы считаете, что потенциал сборной России слишком завышают? - В нашем чемпионате тренеру сборной почти не из кого выбирать игроков – кандидатами в национальную команду считаются почти все российские футболисты, которые проходят в «основу» своих команд. Засилье легионеров меня тревожит. Принятый в этом году лимит – восемь иностранцев в одном матче, при том, что в заявке на сезон их количество вообще не ограничено – никак не влияет на ситуацию. Необходимо резко ограничить количество легионеров, иначе наши российские игроки так и не выйдут на ведущие роли в клубах. - Против жесткого лимита на легионеров выступают президенты клубов. - Наши президенты ведут себя непатриотично. Понятно, что они в первую очередь думают о своих клубах, но фактически они работают против сборной России. - Что вы думаете о назначении на пост главного тренера «Зенита» Дика Адвоката? - С его приходом «Зенит» должен окончательно стать профессиональным клубом. Больше нельзя относиться к этой команде, как к чему-то своему, родному. Помните времена, когда «Зенит» был небогатым клубом, и выступали за него в основном наши, ленинградские ребята. Мы их любили, мы им все прощали, как прощают своим детям. Сейчас же за «Зенит» играют профессионалы, тренирует их тоже профессионал с мировым именем, работают они все за большие деньги, и с них надо строго спрашивать, требовать результат. - Адвокат – это правильный выбор руководства «Зенита»? - Пока рано делать выводы. На чемпионате мира я общался со знакомыми журналистами из Голландии и других стран. Почти все удивлялись тому, что Адвоката приглашают в российский клуб. У этого специалиста репутация тренера, умеющего работать с командами, укомплектованными опытными квалифицированными игроками. Также он хорошо себя зарекомендовал, возглавляя сборные. Адвокат умеет физически подготовить футболистов, организовать их, настроить на победу. Но ведь руководство «Зенита» заявляет, что голландский тренер должен заботиться и о подготовке резерва, заниматься с молодежью. Я не знаю, кого из игроков вырастил Адвокат, работая в Голландии. Например, Юрий Андреевич Морозов дал путевку в футбол Аршавину и Кержакову, можно вспомнить еще много фамилий. Будет ли заниматься этим Адвокат в «Зените»? - Из «Зенита» ушел Олег Власов, в команде стало еще одним воспитанником питерского футбола меньше. - Мне очень жаль, что ушел Власов. На мой взгляд, его надо было удержать в команде. Я опасаюсь, что обращение клубного руководства к услугам Константина Сарсании, который занялся вопросами селекции, может привести к возникновению конфликтных ситуаций с игроками, чьи интересы защищает не Сарсания, а другие футбольные агенты. - Давайте поговорим о спортивном телевидении. Геннадий Сергеевич, все знают, что вы в прошлом профессиональный футболист, мастер спорта. Но вы о своей спортивной карьере вспоминаете нечасто. - Я, наверное, не мог не стать футболистом. Мой отец – Сергей Иванович Орлов, был футболистом, играл один сезон за киевское «Динамо», после войны выступал за харьковский «Локомотив», кишиневское «Динамо». Затем он много лет работал тренером, с командами таких городов как Каменск-Уральский, Конотоп, Сумы. Первые уроки футбола я получил от отца. Наша семья передвигалась по стране вслед за ним. Сразу после войны мы жили в Каменск-Уральском, в ста километрах от Челябинска, вскоре рядом с городом произошла печально знаменитая радиационная катастрофа. Дети в нашем районе начали болеть, умирать, стало страшно… При первой же возможности семья переехала на Украину. Там и получил футбольное образование, уже десятиклассником играл за сумский «Авангард». После выступления за сборную Украины на Всесоюзной Спартакиаде школьников – были такие соревнования, пригласили в харьковский «Авангард». В те годы «Зенит» выезжал весной на сборы на юг, на черноморское побережье. В 1966-м «Авангард» тренировался в Хосте по соседству с «Зенитом», который возглавлял Валентин Федоров – знаменитый в прошлом футболист, заслуженный мастер спорта, полузащитник ленинградского «Динамо» и сборной страны. Он обратил на меня внимание, и пригласил перейти в его команду. Конечно, сразу заиграть в классе «А», как тогда называли элитный дивизион, было нелегко, выступал за дубль, набирался опыта, за основной состав «Зенита» провел в чемпионате 1966-го пять матчей. В начале следующего года в «Зените» решили поменять тренера, назначили старшим Аркадия Алова. Мне пришлось вернуться в Харьков. - Чем вас привлек «Зенит», ведь тогда он не занимал высоких мест, да и считался командой весьма небогатой? - Во-первых, о деньгах тогда футболисты думали гораздо меньше, чем сейчас. Платили тогда везде примерно одинаково, в одних командах чуть больше, в других чуть меньше, ведь профессии «футболист» официально не было, обычно игроков в профсоюзных командах оформляли «инструкторами физкультуры». В армейских и динамовских командах они числились офицерами или военнослужащими. Потом «Зенит» все же выступал в середине 1960-х не так уж слабо. Были тогда в нем классные мастера - Станислав Завидонов, Лев Бурчалкин, Анатолий Васильев, Николай Рязанов, Анатолий Дергачев, за сборную СССР выступал Василий Данилов. И потом мне с самого первого приезда очень понравился Ленинград. Что-то было в городе завораживающее, привлекательное. Я не раз мог перебраться в Москву, меня неоднократно приглашали на центральное телевидение, но каждый раз после нелегких раздумий оставался в Ленинграде. - И как только вас пригласили в наше «Динамо», то вы согласились и вновь покинули Харьков? - Да, хотя ленинградское «Динамо» тогда не выступало в классе сильнейших, я счел за честь выступать в знаменитой команде, давшей отечественному футболу целую плеяду великих игроков. В «Динамо» оказался вместе с бывшим зенитовцем, моим другом Юрием Соловьевым. Атмосфера в команде была замечательная, мы старались играть красиво, зрелищно, много комбинировали, всегда старались переиграть соперника, а не подавить его. На наши матчи собирался полный стадион имени Ленина – нынешний «Петровский», а он тогда вмещал 30 тысяч зрителей. - Каким футболистом был Геннадий Орлов? - Я играл в атаке, но не центрфорвардом - на передней линии, а чуть сзади, как сказали бы сейчас «оттянутым нападающим». Мы играли по схеме 4-3-3, впереди Владимир Войнов, Олег Сахаров, Борис Говорунов и я «под» ними. Получалось у нас неплохо, болельщики даже звали нас в шутку «Сантосом», а тогда этот бразильский клуб был самым знаменитым в мире – за «Сантос» играл Пеле. В 1969 году мы были очень близки к выходу в высшую лигу, но на самом финише проиграли в решающем матче главному конкуренту – «Спартаку» из Орджоникидзе, ныне Владикавказа, той команде, что была известна как «Алания». Случайно ей проиграли: мяч был вблизи нашей штрафной, раздался какой-то свисток – на трибунах кто-то баловался, мы же решили, что это свистнул судья, остановили игру, а спартаковцы забили гол. - Вы довольно рано закончили играть. - Закончить же так рано с карьерой футболиста мне пришлось из-за травм. Очень спина начала болеть - межпозвоночная грыжа. Сейчас-то медицина стала сильнее, сумели б вылечить, а тогда врачи порекомендовали, снизить нагрузки, то есть, закончить с футболом. - И вы, закончив играть, начали работу в журналистике? - Я окончил Ленинградский университет. Еще студентом, играя за «Динамо», стал публиковать заметки в газете «Смена». Когда же закончил выступать, то был принят в газету «Строительный рабочий». В 1973 году после скоропостижной кончины Виктора Сергеевича Набутова ленинградское телевидение проводило конкурс на замещение должности комментатора. Я принял в нем участие и победил, хотя отбор был очень строгим, и претендентов было несколько десятков. - Уже несколько десятилетий идут споры о спортивной журналистике. Одни считают, что работать в ней должны только бывшие спортсмены. Другие убеждены, что совсем необязательно иметь спортивное прошлое, чтобы разбираться в спорте и писать о нем. Ваше мнение? - Истина, наверное, где-то посередине. Были и есть талантливые комментаторы, журналисты – бывшие спортсмены: Евгений Майоров, Владимир Маслаченко, Виктор Понедельник, Алексей Леонтьев, Владимир Перетурин. Но очень много и противоположных примеров. Скажем, одним из самых авторитетных футбольных обозревателей был Лев Филатов – человек, никогда не игравший на профессиональном уровне. И не только Филатов, могу назвать и Аркадия Галинского, чьи статьи всегда вызывали огромный интерес, и Евгения Рубина – долгое время считавшегося хоккейным журналистом №1 в СССР, и баскетбольного обозревателя Анатолия Пинчука. В то же время я всегда удивлялся тому, как Владимир Перетурин, игравший в футбол много лет, позволял себе в репортажах шуточки вроде «Вставай, простудишься». Ведь после удара по ногам в первые секунды действительно очень больно. Пусть эта боль быстро проходит, но никто же не притворяется, катаясь по траве. И Перетурин не мог этого не понимать, но ради красного словца… - Телевидение в наше время имеет огромное влияние. Люди все меньше читают газеты, зато не отрываются от телеэкранов. Есть даже шутка: «Ни одно событие нельзя считать состоявшимся, пока о нем не сообщило телевидение». - Как человек, проработавший на телевидении больше четверти века, скажу, что в годы Советской власти, телевидение, и вообще средства массовой информации, имели гораздо большее и влияние, чем сейчас. Тогда если что-то было показано в программе «Время», то все понимали – это мнение верхов, власти - с этим уже не поспоришь. Стоило покритиковать кого-либо на ТВ, так сразу принимали меры - людей снимали с работы, наказывали, возбуждали уголовные дела… А сейчас – на всех каналах человека могут называть жуликом и хоть бы что. - Вы говорите это о передачах общественно-политических, а как тогда воспринимали спортивные программы? - Так же серьезно. Могу вспомнить, что меня неоднократно вызывали в Смольный, в тех случаях, когда тренеры «Зенита» жаловались на мою критику. Теперь этого нет. - Хорошо ли это? Получается, что «журналист пописывает, читатель почитывает», а людям спорта – тренерам, функционерам, самим спортсменам нет до телевидения и прессы никакого дела? - Выходит, что так. Лет 30-20 назад слово спортивных журналистов, комментаторов имело совсем другой вес. Тренеры могли обижаться, спорить, дискутировать с теми же Аркадием Галинским или Евгением Рубиным по поводу концепций игры, выбора тактики, формирования сборной страны. Сейчас же этого практически нет. - Наверное, трудно представить, что бы деятели театра или кинематографа добивались от критиков только хвалебных статей. В спорте, в частности в футболе, многие тренеры и функционеры совершенно не приемлют критику. Вряд ли сплошная лесть способствует росту профессионального мастерства. - Не спешил бы называть наш футбол профессиональным в полном смысле этого слова. По-моему в шестидесятые-восьмидесятые годы профессионализма было больше. Тогда тренеры регулярно участвовали в семинарах, конференциях, обменивались опытом, повышали квалификацию. Развивалась спортивная наука, совершенствовалась методика тренировок. Не зря ведь итальянцы, чей авторитет в футболе огромен, признаются, что очень многое почерпнули у нас, знаменитые тренеры называют себя последователями Лобановского. Сейчас наши тренеры практически не интересуются теоретическими новациями, неохотно учатся. Да, и большинство российских футболистов нынешнего поколения трудно назвать настоящими профессионалами. Единицы из них соблюдают режим, берегут здоровье, правильно питаются, умеют отдыхать, поддерживая спортивную форму. Если сравнивать их с пловцами или легкоатлетами, которые тренируются каждый день круглый год - таковы требования современного спорта, то российских футболистов зачастую надо на тренировки чуть ли не силой загонять, запирать их на базах. Среди российских футбольных клубов опять же почти нет по настоящему профессиональных. Как они достают деньги – обычно просят у местных властей или крупных компаний. А как их используют? На Западе бюджеты клубов «прозрачны», там легко отчитаются за каждый доллар, если же обнаруживаются незаконные выплаты, какие-либо «черные кассы», то сразу же возникает скандал. В России же клубы делают из своих расходов тайны. Были ведь случаи в некоторых городах, когда губернатор или местные депутаты готовы были выделить деньги, но требовали «прозрачности», отчетности, и гарантий открытости не получали. Деньги крутятся в российском футболе огромные, и никто не контролирует расходы. Вспоминая 1960-80-е, замечу, что тогда с финансовой отчетностью все было строго, и найти деньги на взятку судье, или на подкуп соперников было очень нелегко и опасно. Сейчас же чуть ли не в открытую выделяют суммы на «работу с судьями», как это было в Воронеже, где президент «Факела» так прямо и попросил денег у губернатора. - Значит, вы оцениваете уровень современной отечественной спортивной журналистики невысоко? - Уровень не только спортивной, а всей журналистики упал. Возьмем, мое родное телевидение. Люди в кадре и за кадром просто разучились говорить на литературном русском языке. Причем не только ведущие передач и комментаторы, а дикторы – те, кто обязан нести в народ культуру речи. Послушайте, как говорят теперь даже на центральных каналах – постоянные ошибки в ударениях, склонениях – люди не умеют читать правильно даже по бумажке. Выходит, что никто с ними не занимается, не учит азам профессии! Я уже говорил, что прошел в свое время суровый отбор, чтобы работать комментатором, сейчас же можно попасть на телевидение по блату, ничего не умея толком делать, не зная элементарных вещей. - Вам не нравятся телекомментаторы нового поколения? - Как люди они мне нравятся, у меня со всеми приятельские отношения. Но они не понимают футбол, не могут разобрать эпизод, не вникают в нюансы, часто даже неверно объясняют зрителям, почему свисток дал судья. Одни перегружают зрителя информацией, выкладывая в эфир вес, что они прочли в газетах и Интернете. Другие работают не как комментаторы, а скорее как артисты разговорного жанра – сплошная игра словами, шутки ради шуток. А ведь комментатор должен рассказывать зрителю об игре, помочь ему понять, что происходит на поле. Владимир Маслаченко сам называет себя «гением эпизода», но я соглашаюсь с ним - никто не может разобрать эпизод лучше, чем бывший футболист. Добавлю, что по-моему мнению, комментатор в ходе репортажа должен в первую очередь стремиться не проявить себя, а помочь и зрителям, и тем футболистам, что смотрят его репортаж, лучше понять игру. Хорошо, если футболисты – и юные, и уже взрослые - извлекут какие-то уроки для себя, получат пользу от комментария. - Вы и Маслаченко сегодня представляете «старую гвардию» комментаторов. - Я рад, что меня приглашают работать на федеральных каналах во время крупных турниров. Значит, помнят, ценят, а ведь я с 1998 года не работаю во всероссийском эфире. И если Маслаченко и я востребованы, то, наверное, с молодыми кадрами на нашем ТВ не все в порядке. - Геннадий Сергеевич, когда-то ленинградское, а потом и петербургское телевидение давало фору другим каналам в освещении спорта – у вас были самые оперативные новости в передаче «Спорт, спорт, спорт», что выходила каждый день в самое «горячее время» - в 20.45. «5-й канал» показывал на полстраны матчи итальянских и английских клубов - Да, есть чем гордиться. Помню, с каким трудом мы с Эрнестом Серебренниковым пробивали у начальства передачу «Спорт, спорт, спорт» и сколько потом получали благодарных писем и звонков от зрителей. Ну, а трансляции игр итальянской серии А, в то время самого сильного клубного чемпионата в мире – это, наверное, мой звездный час. Я получал огромное удовольствие от возможности комментировать для ценителей футбола игру настоящих звезд – Роберто Баджо, Джанлуки Виалли, Джанфранко Дзола, Алессандро Дель Пьеро, Роберто Манчини, перечислять можно долго. Итальянский футбол смотрела тогда вся Россия на территории до Урала, и не только. - У вас были интересные проекты – ток-шоу «Пенальти», «Спорт-клуб». Есть еще идеи? - «Пенальти», по-моему, был удачным проектом. Потом ведь что-то похожее стали делать в Москве – «Третий тайм» Савика Шустера, «Футбол в диалогах» Александра Вайнштейна. Даже ворота ставили в студии и пенальти били – заимствовали этот ход у меня без всякого стеснения. - Впереди переход «5-го канала» на федеральное вещание. Будут ли новые спортивные передачи? - Планы есть, но подробно говорить о них еще рано. Могу сказать, что передача «Футбол в зените», наверное, сменит название, расширит свои рамки, и мы будем делать обзор всего российского футбола. Возражений со стороны РФС, думаю, не будет. Виталий Мутко понимает, что чем больше футбола на российском телевидении, тем лучше. Сейчас у нашего канала все в порядке с аппаратурой, петербургская бригада делает сюжеты о матчах «Зенита» для других телеканалов. Правда, пока не могу сказать, как поведет себя «Зенит», возможно ТРК «Петербург» придется заключать с клубом новый договор на показ матчей. - Вы работали не только на футбольных турнирах... - Игры в Турине были моей четырнадцатой Олимпиадой, считая и летние и зимние, с которых я вел репортажи. А если посчитать еще хоккейные турниры - чемпионаты мира, Кубок мира 1996 года, два Кубка Стэнли, другие соревнования… Столько всего наберется! - Так может пора написать мемуары? Помню, ваша книга о чемпионатах мира «Футбольный экспресс от Мюнхена до Мехико» вызвала большой интерес. - Может, действительно соберусь и напишу, хотя трудно найти время. Впрочем, нехватке времени только рад. Если его нет, значит, много работы и это хорошо. | |