В камерной обстановке - Face 2 Face Betting July 20 2006
В камерной обстановкеЕсли футбольных комментаторов все знают в лицо и по именам, то режиссеры футбольных трансляций обычно остаются за кадром. А уж без них точно не увидеть красивого футбола, за которым необязательно ходить на стадион. Насколько сложно организовать футбольную трансляцию и что для этого необходимо — вопрос главному продюсеру телеканала “Спорт” Дмитрию АНИСИМОВУ.
Показ футбола всегда считался непростой задачей. Справились ли с ней немцы и есть ли в России свои Феллини футбольных трансляций? Ведущим российским футбольным комментаторам “МК-Бульвар” задал два вопроса. 1. Насколько профессионально, с вашей точки зрения, была организована телетрансляция чемпионата мира по футболу? 2. Кого из отечественных телережиссеров, показывающих футбол, вы бы выделили? 1. На мой взгляд, показ был неоднородным и качество его менялось от города к городу. Мне очень понравился показ первого матча Германия—Коста-Рика из Мюнхена. Дальше немецкие телевизионщики немного сдали позиции. К середине чемпионата они исправились, вышли на общий хороший стандарт, а уже к концу все было и вовсе очень достойно. Заметно, что в начале трансляция была немного суховатой. Потом, наверное, кто-то подсказал режиссерам, что нужно давать больше эмоций: глаза зрителей, тренеров, реакцию трибун — и матчи стали более красочными. Технические возможности немецкой съемочной группы были очень большие — использовалось сразу 25 телекамер. Показать при помощи этой техники хорошую картинку — в этом уже заключалось мастерство режиссера. В финальном матче мы увидели гол с высоты птичьего полета, когда одна из камер взмыла над воротами Берлинского стадиона. Я обратил внимание, как ее готовили к работе: трос от камеры был протянут параллельно мостику, по которому журналисты шли из пресс-центра на арену. С футбольной точки зрения такая камера мало что дает. Показы повторов из-за ворот, или сбоку, или “глазами футболиста” гораздо более эффективны. А кадры сверху — это эстетика. Но если позволяют средства, почему бы не использовать и такую камеру? 2. Долгое время у нас в стране и на нашем канале работали признанные мастера своего дела — режиссеры Раиса Панина и Ян Садеков. Конечно, их технические возможности по сравнению с нынешними режиссерами были намного ограниченнее, что не облегчало их работу. Сейчас у нас работает Евгений Иванов, и, мне кажется, его мастерство улучшается матч за матчем. Опять же многое зависит от техники. Когда у тебя 25 камер — это лучше, чем когда их 8 или 12, что является максимумом для показа чемпионата России. А если говорить о региональных матчах, то оттуда изначально идет очень плохая картинка. И как бы ни старался режиссер что-то поправить, это уже невозможно. Очень важно комментатору и режиссеру говорить на одном языке — здорово, когда они мыслят одинаково. У режиссера чаще всего нет обратной связи с комментатором: он может передать ему что-то только через редакторов. При этом сами режиссеры слышат комментарий через наушники. И очень здорово бывает, когда не комментатор работает на картинку, а, наоборот, картинка идет за комментатором. Мне кажется, это лучшие образцы показа. 1. Я обсуждал этот вопрос со специалистами, в частности с петербургским комментатором Геннадием Орловым, и мы пришли к выводу, что режиссерская концепция установки телевизионных камер на чемпионате мира в Германии была неудачной. Камеры стояли очень далеко, и, когда давался общий план игровой ситуации, футболисты выглядели настолько маленькими, что разглядеть, кто на каком месте находится и как перемещается, было чрезвычайно трудно. Отдельно скажу о стадионах. Несмотря на то что все стадионы в Германии — просто красавцы (я их даже называю “футбольные соборы”), с телевизионной точки зрения архитектурное решение у них не везде удачное. Режиссерам и операторам приходилось долго искать такой ракурс, чтобы зрителям была понятна игровая ситуация. И надо отдать должное немецким операторам и режиссерам — они прекрасно понимали, что иногда показывают далеко не лучший вариант, а потому старались раскрасить картинку крупными планами. Хотя и тут важно не переборщить: портреты и лица футболистов — все-таки украшательство, а не основная игровая ткань. 2. Не хотел бы называть конкретных фамилий, я знаю, насколько ранимы творческие люди. Скажу откровенно, что я и сам в свое время произвел небольшую революцию в показе спортивных соревнований. Где-то во второй половине 70-х годов я убедился, что зачастую в телетрансляции очень много пустых кадров. Сейчас улетит мяч за пределы поля — помощники тут же дают другой, чтобы не затягивать время. А раньше было строго: мяч в матче только один. И пока его принесут, пока вратарь поставит его, разбежится и выбьет мяч в поле — все это показывают. Как-то на летучке, никого не предупредив, я попросил слова. На Гостелерадио в то время была очень мощная режиссерская группа, из которой вышел потом Ян Садеков, долгое время считавшийся апологетом спортивного репортажа в нашей стране. Я показал свои расчеты и растолковал, сколько телевизионного времени за трансляцию мы тратим впустую. Все пришли к выводу, что я не ошибся. Так мы убрали пустоты, стали заполнять их крупными планами и сразу же улучшили телевизионную картинку. Сейчас с появлением большого количества телеканалов творческий режиссерский поиск немного нивелировался. По большому счету все показывают футбол довольно одинаково — все зависит от качества и количества техники. Когда имеются хорошие деньги, на каналах начинается увлечение этим количеством техники, что тоже не всегда оправданно. Можно и двумя камерами классно показать, а можно использовать 10—12 и не достигнуть нужного результата. Мне кажется, на сегодня мы немножко страдаем отсутствием хорошего, по-настоящему спортивного вкуса к показу футбольных матчей. 1. Я считаю, что трансляция была хорошей. Люди не просто расставили камеры и нажимали на кнопки, а прекрасно понимали, что хотят показать. Многим кажется, что телетрансляции предназначены для того, чтобы проверить, правильно ли что-то решил судья. На самом деле работа судьи, безусловно, является частью игры, но специально акцентировать на ней внимание не нужно. В этом отношении чемпионат мира был правильным — это были трансляции именно про футбол, а не про то, был ли там фол в каком-то смехотворном моменте. 2. Для меня являются профессионалами режиссеры Евгений Гришин, которого я очень хорошо знаю, и Леонид Гущин, которого я знаю в не меньшей степени. Меня всегда устраивал как контакт с ними, так и качество их работы. Каждый имеет по несколько международных наград. Что касается совместной работы режиссера и комментатора — я бы не сказал, что эти люди зависят друг от друга: для режиссера слова комментатора не могут быть руководством к действию. Хотя недавно я комментировал матч ЦСКА—“Зенит” — и тренер “Зенита” оставил в запасе Андрея Аршавина. В репортаже я сделал на этом акцент, но Аршавина на скамейке запасных не показали ни разу. Я дал понять это режиссеру, и тогда это случилось — Аршавина показали. Но это, скорее, была нестандартная ситуация. Валентина ПЕСКОВА | |