«Жучки» или монстры? - Футбол Прогноз 27 октября 2006
«Жучки» или монстры?Существует превратное мнение, будто бы спортивные агенты – люди, которые наживаются на популярности и востребованности своих подопечных, и только. На самом деле все, конечно же, не так. Оговоримся сразу, название этой профессии может звучать по-разному: агент, промоутер или даже импресарио, если его деятельность связана с видами спорта, граничащими с искусством. Например, с фигурным катанием или художественной гимнастикой. В целом смысл работы представителей данного бизнеса в том, чтобы взять на себя заботы, которыми спортсмен в силу своей занятости или отсутствия необходимого образования заниматься не имеет возможности. Опасная профессияАгентский бизнес в России прошел через несколько стадий. Сначала этот процесс был хаотичным, потому что работали люди, которых называли «жучками». Потом появились лицензированные агенты. Сейчас, если уподобиться знаменитой философской триаде и представить, что «жучки» – тезис, лицензированные агенты – антитезис, появляется некий синтез. А именно – футбольные агентства. Это мощные образования, в которых работают минимум три-четыре известных специалиста, а количество игроков, находящихся у них на контракте, доходит до нескольких десятков. Итак, начало 1990-х. Лицензированных агентов – единицы, потому что для получения лицензии необходимо было заплатить ФИФА 200 тысяч швейцарских франков. Огромная сумма, отбить ее в короткие сроки было невозможно. Любой другой бизнес приносил в тот период больше выгоды. Нет таких законов, которые нельзя обойти, а потому появление «жучков» легко прогнозировалось. «Опасную профессию» принялись осваивать многие. А она действительно была опасной, потому что приходилось иметь дело с «черным налом». А где «черный нал», «неучтенка» – там криминал. Пример ныне покойного Владимира Сайдалинова это подтверждает. Известный в футбольном мире специалист работал с такими футболистами, как Олег Терехин, Максим Шацких, Дмитрий Вязьмикин, Алексей Бахарев. Он был расстрелян из автомата в одном из автосервисов Волгограда. В газетах Сайдалинова называли человеком далеким от футбола. Мне кажется, это неправда. Он хорошо разбирался в игроках и был тонким психологом. Если бы в то время у него была возможность работать иначе, Сайдалинов мог стать очень успешным агентом. Революция произошла с отменой непосильного взноса. ФИФА передала полномочия по лицензированию агентов национальным федерациям, входящим в ее состав. В России право работать на трансферном рынке оценили в $2 тыс. С тех пор, получив статус агента национальной федерации, человек автоматически получает право заключать контракты с любым игроком в любой стране мира, где есть федерация футбола-член ФИФА. Все это дало возможность прийти в наш футбол целой армии молодых перспективных агентов, многие из которых раньше сами были игроками. Одним из представителей новой волны, имеющих опыт выступлений на высшем уровне, а также знания (юридические и экономические), был Юрий Тишков. Его судьба тоже хорошо известна… И все же агентский бизнес в России постепенно становится все более цивилизованным. Сейчас это наиболее продвинувшийся с точки зрения организации рыночных отношений и прибыли сектор. Мы прекрасно знаем, что клубы у нас не самоокупаемые, детско-юношеские школы полностью на дотации. А агентский бизнес не только не убыточен, но еще и «подпитывает», мягко выражаясь, некоторые структуры вокруг себя. Безусловно, этот рынок весьма криминализован. К нему примыкают преступные группировки, потому что вокруг трансферов футболистов крутятся большие суммы. Но мы должны видеть и лучшие примеры, потому что данная сфера деятельности – одна из важнейших составляющих современного футбольного хозяйства. Стиль и методыАгенты работают по-разному. Можно назвать Пини Захави, который дошел до таких высот, что продает целые клубы. Захави «сосватал» Абрамовичу «Челси», и, уверен, он на этом не остановится. Есть такие, кто зарабатывает немалые деньги, находясь на подхвате у западного партнера – более крупного, сильного и авторитетного. Появляется, допустим, где-нибудь в Нигерии юноша, которого необходимо пристроить. Цена высокая, качество – низкое, но об этом мало кто знает. Агент «на подхвате» начинает «окучивать» генеральных директоров, президентов клубов. Дескать, звезда первой величины, за него бьются «Манчестер» с «Реалом», но поскольку у меня хорошие отношения с кем-то «там», он готов стать вашим игроком. Некоторые действуют в стиле «истребителей-перехватчиков». Вычисляют клуб, испытывающий финансовые проблемы, где имеются задержки по зарплате, и принимаются подзуживать футболистов. Игрок под их диктовку пишет в комиссию по разрешению споров и получает статус свободного агента. Клуб остается ни с чем, а «истребители-перехватчики» быстренько трудоустраивают такого футболиста, снимая сливки. Еще одна разновидность – что-то вроде домашнего адвоката. За энный процент от совокупного дохода футболиста ведутся его дела. То есть игрок вообще ничем не интересуется, за него все делают на взаимовыгодных условиях. Любители легких денег всегда были, есть и будут. От этого никуда не деться. Но нельзя не заметить прогрессивной тенденции: в России стали появляться легальные футбольные агентства, являющиеся юридическими лицами. Цветок нужно поливатьКак выглядит сотрудничество? Игрок отдает на откуп агентству все свои отношения с работодателями (то есть с руководством клуба) – вопросы зарплаты, премиальных, переходов, трансферной стоимости, компенсации за травмы и т. д. Допустим, человек получил на тренировке повреждение, а клуб отказывается платить за лечение. К сожалению, и такое случается. Тогда юристы агентства подключаются и добиваются справедливости. Здесь самым серьезным образом занимаются «репутационным менеджментом», то есть созданием определенного позитивного «пиар-пространства» вокруг футболиста, что помогает и облегчает решение вопросов трансферной стоимости при переходе игрока в другой клуб. Если подопечный страдает какими-либо заболеваниями, то ему нанимают врачей. Если у него, предположим, низкая стартовая скорость – специалистов по легкой атлетике. Словом, есть много разных направлений, но основополагающее, принципиальное отличие от предшествующего периода – то, что агентства вкладывают деньги на перспективу. Люди поняли: нужна долговременная программа. Знаю агентов, которые платят стипендию 10–11-летним ребятам. Как правило, это дети из бедных семей. Уже появляются «звездочки», к которым проявляют интерес российские клубы-лидеры, готовые заплатить приличные суммы. Агентства поддерживают материально не только самих игроков, но и тренеров, школы, в которых занимаются их подопечные. На мой взгляд, это правильная идея – не просто срывать цветок, который кто-то вырастил, а вкладывать средства, чтобы он расцвел. Как минимум три агентства в России соответствуют тем задачам, которые выполняют подобные структуры в развитых футбольных державах. При этом они осваивают международный рынок. То есть изначально работают напрямую не только с россиянами, но и с игроками из Латинской Америки, Африки, с Балкан и т. д. Сказать, что мы интегрировались в общеевропейскую систему, еще нельзя. Мы развиваемся в соответствии со своими особенностями, но при этом, с точки зрения логики бизнеса, в точном соответствии с тем, как это делалось в свое время в Европе. Если суммировать, то можно сделать вывод: агентский бизнес чрезвычайно полезен, продуктивен и неплохо регламентирован как с точки зрения гражданского законодательства, так и соответствующих документов РФС.
ЦитатыОлег Романцев, российский тренер– «Жучок» – это нелицензированный агент. Эрик Холл, один из самых знаменитых английских агентов
| |