2 травня 2007ЦСКА и «Спартак» близки к самоокупаемости
Газета «Ведомости» приводит список вероятных бюджетов футбольных клубов российской премьер-лиги, исходя из сравнений с ПФК ЦСКА, который открыл свой бюджет (расходы на 2007 год - $51,4 млн, доходы - $49,9 млн).
По словам спортивного директора «Зенита» Константина Сарсании, бюджет клуба из Санкт-Петербурга составляет свыше $70 млн. Пресс-служба «Локомотива» передает, что бюджет московского клуба равен порядка $60 млн. Генеральный директор московского «Спартака» Сергей Шавло сообщил, что бюджет красно-белых превышает $50 млн.
Но никто с ЦСКА не сравниться по умению зарабатывать. «Зенит» зарабатывает на продаже билетов, телевизионных прав, части спонсорских контрактов и трансферах до 20% бюджета, утверждает Сарсания; остальное дают акционеры - «Газпром» и его «дочки». По словам пресс-атташе «Локомотива», клуб получает примерно $10 млн - около 16% бюджета. Шавло же говорит, что «Спартак» зарабатывает половину своего бюджета. Акционеры же ЦСКА покрывают дефицит в размере 2,9% расходов ($1,49 млн).
Директор по спорту агентства Sportima Максим Белицкий согласился с президентом ЦСКА Евгением Гинером по поводу того, что армейцы повышают стоимость купленных ими футболистов. Белицкий отметил, что ЦСКА - единственный из лидеров отечественного футбола, у которого спонсоры не связаны с акционерами (в начале 2006 г. ВТБ заключил с чемпионом России трехлетний контракт на $20 млн). Плюс - отчисления УЕФА за стабильное выступление в еврокубках. По оценке же гендиректора агентства «Телеспорт-Маркетинг» Антона Леонтьева, перед нынешним сезоном «Зенит» потратил на новых игроков до $40 млн, «Локомотив» - $15 млн, а «Спартак» - не больше $10 млн (ЦСКА же запланировал $11 млн).
В ходе сравнения с зарубежными командами выяснилось, что только «Аякс», ПСВ «Эйндховен» и «Порту» тратят примерно столько же, сколько и российские клубы: €50-60 млн. Но, по словам партнера аудиторской компании Deloitte, проводящей исследование доходов европейских команд, Шарифа Галлеева, эти клубы окупают свою деятельность. Гранды («Реал», «Барселона», «Ювентус» и др.) также находятся на самоокупаемости и зарабатывают гораздо больше (за сезон 2005-2006 гг. «Реал» заработал €292,2 млн).
Эксперты считают, что в ближайшие годы на самоокупаемость могут выйти другие российские клубы. По оценке Белицкого, телеканалы и рыночные спонсоры приносят клубам уже до $75 млн в год и за три года эта сумма вырастет в два раза. Кроме того, ведущие российские клубы будут продавать больше игроков на Запад; за игрока уровня лидера «Зенита» Андрея Аршавина можно выручить от $10 млн. Галлеев добавляет, что ведущие российские клубы строят новые стадионы - после их открытия доходы от продажи билетов могут вырасти в несколько раз.
По мнению Белицкого, кроме ЦСКА ближе всего к «работе в ноль» «Спартак», который в этом году почти не покупал раскрученных звезд, и «Динамо», которое строит в Петровском парке многофункциональный комплекс площадью 450 тыс. кв. м. А вот «Зениту» и «Локомотиву» нужно вести более взвешенную трансферную политику, если эти клубы хотят стать привлекательными бизнес-проектами.