Скромное ЕВРО-обаяние Харькова - Футбол Прогноз 5 червня 2008
Скромное ЕВРО-обаяние ХарьковаНа подготовку к «Евро-2012» власти первой столицы планировали потратить 18,6 миллиарда гривень, но теперь решили значительно умерить свои аппетиты. Как оказалось, государство и частные инвесторы не горят желанием оплачивать инфраструктурные проекты муниципалитета. Поэтому депутаты утвердили на сессии городского совета новую «Городскую целевую программу подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу» – со сметой расходов 3,8 миллиарда гривень. Это почти в пять раз меньше заявленной ранее суммы. Эконом-вариант Осознав, что реализовать обширные инфраструктурные проекты за счет щедрых государственных и частных инвестиций не удастся, власти Харькова утвердили «эконом-вариант» подготовки к футбольному празднику. По мнению чиновников, чтобы «скромно и со вкусом» принять участников и гостей «Евро-2012», городу хватит 3,8 млрд грн. Чуть более 15 % этой суммы предстоит найти в областном и городском бюджетах в ближайшие четыре года. Сколько предстоит выложить из городской казны, на этот раз не уточняется. (Ранее из местных бюджетов планировали выделить в два раза больше, 1,2 млрд грн., в том числе из городского – 949 миллионов.) Как и прежде, мэрия собирается основные объемы работ переложить на государство и инвесторов. Вице-мэр Виктор Христоев сообщил, что Харьков надеется получить из государственного бюджета 1,1 млрд грн. (для сравнения – в предыдущей программе подготовки к «Евро-2012» предусмотрена финансовая помощь от государства в размере 2,6 млрд грн.). Но самое большое разочарование городских властей – прижимистость инвесторов, которые не особо горят желанием вкладывать деньги в предложенные городом проекты. Если ранее чиновники не сомневались, что коммерческие структуры поучаствуют в подготовке к ЧЕ на 14,8 млрд грн., то в «эконом-варианте» возле графы «другие источники финансирования» стоит цифра 2 млрд грн. Первым пунктом программы остается реконструкция стадиона «Металлист». По словам Виктора Христоева, чтобы привести главную спортивную арену Харькова в соответствие с требованиями УЕФА, необходимо 350380 млн грн. Поскольку государство не выделяет ассигнования на реконструкцию стадионов, в мэрии умыли руки и заявили, что поиском денег для этого проекта должны заниматься исключительно областные власти. «Стадион находится в областной коммунальной собственности, – сказал Виктор Христоев. – Следовательно, деньги на его реконструкцию должны изыскиваться из областного бюджета и других источников финансирования». Впрочем, экономность местных властей касается не только стадиона «Металлист». Чиновники решили приурочить к чемпионату выполнение почти всех заявленных ранее городских программ. И реализовать их не только за счет муниципальной казны, но в большей степени – за счет государственных денег и частных инвестиций. К примеру, на реконструкцию транспортной сети Харькова планируется потратить 1,8 млрд грн., из которых только третью часть – 527 млн грн. – выделить из местного бюджета. За собственные деньги город готов отремонтировать дороги от стадиона к железнодорожному вокзалу и аэропорту, привести в порядок центральные улицы. Кроме того, понятно, что катать гостей на допотопном электротранспорте, который вот-вот развалится, местные власти не рискнут. По случаю футбольного праздника мэрия хочет купить 70 новых трамваев на 170 млн грн. (из расчета, что расходы поделят поровну госбюджет и муниципальная казна) и 24 троллейбуса (12 млн грн. обещает дать город, если государство выделит такую же сумму). В связи с подготовкой к «Евро-2012» городские власти надеются, что удастся не только закончить строительство практически «замороженной» станции метро «Алексеевская», но и сдать в эксплуатацию еще пять новых станций. Для этого надо почти 1,6 млрд грн., и министр транспорта и связи Иосиф Винский заявил, что Харьков получит эту сумму. «Под шумок» подготовки к ЧЕ местные власти не прочь отремонтировать городскую систему водоснабжения и канализацию. Этот проект оценивается в 78,3 млн грн., причем 63 миллиона муниципалитет рассчитывает получить из госбюджета. В муниципалитете опасаются конфуза: вдруг иностранные туристы окажутся без воды из-за прохудившейся трубы или повторится диканевская авария. В том, что касается подготовки харьковского аэропорта, городские власти твердо стоят на своем: реконструкцию и строительство новой взлетно-посадочной полосы (с удлинением до 2 320 м) стоимостью 275,5 млн грн. должно финансировать государство. А нынешний арендатор – компания, подконтрольная бизнесмену Александру Ярославскому, – займется строительством нового терминального комплекса, переоборудованием существующего аэровокзала под VIP-зал, реконструкцией грузового терминала. По предварительным расчетам, эти работы обойдутся в 435,9 млн грн. Ни копейки муниципальных денег город не намерен тратить и на ремонт гостиниц. Владельцам восьми отелей («Космополит», «Чичиков», «Аврора», «Дружба», «Киевский», «Мир», «Националь» и «Харьков») предстоит реконструировать их «под четыре звезды» за собственные средства. А вот превратить семь студенческих общежитий в трехзвездочные отели (обойдется это в 70,6 млн грн.) предполагается за счет Министерства образования и науки. О строительстве отелей в новой программе нет ни слова. (В предыдущем варианте было запланировано строительство двух пятизвездочных, трех четырехзвездочных и десяти трехзвездочных гостиниц.) Виктор Христоев заявил, что городские власти собираются выставить на ближайший земельный аукцион девять участков под строительство отелей. Но сказать, где расположены эти наделы, вице-мэр отказался, намекнув при этом, что претенденты на землю уже есть. Надо лечиться Впрочем, на безопасности и здоровье гостей, которые приедут на чемпионат, городские власти решили не экономить. Тем более что для муниципальной казны это не будет слишком накладно, главным спонсором выступит государство. Обеспечение общественного порядка в Харькове обойдется госказне в 44,6 млн грн. (в том числе покупка автомобилей «Шкода-Октавия» и изучение милиционерами английского языка). На современные системы предоставления помощи при чрезвычайных ситуациях МЧС получит 68,8 млн грн. За эти деньги планируется построить несколько новых пожарных депо и обновить технику, которую используют спасатели. Забота о здоровье туристов обойдется еще дороже. Впрочем, тут не обошлось без скандала. Минздрав планирует выделить 73,4 млн грн. для строительства клиники Харьковского медуниверситета. А городские власти настаивают на том, чтобы направить государственные деньги не на создание новой клиники, а на реконструкцию уже существующих лечебных учреждений города. «Точку в дискуссии о том, какой должна быть модель предоставления медицинской помощи во время проведения чемпионата, поставят Президент Украины и эксперты УЕФА (Союз европейских футбольных ассоциаций. – Прим. ред.)», – считает вице-мэр Игорь Шурма. Власти решили подготовиться даже к тому, что футбольные болельщики захотят посетить театры или сходить в библиотеку. Чтобы привести объекты культуры в более-менее приличный вид, по мнению чиновников, надо не менее 146 млн грн. (56,4 млн грн. – из госбюджета, 26,8 млн грн. – из местной казны, а остальные деньги должны добавить инвесторы). К примеру, на ремонт цирка мэрия хочет получить от государства шесть миллионов гривень, на реставрацию фасада и помещений научной библиотеки имени Короленко – 5,8 миллиона. Ни кирпичей, ни гвоздей Отвечая на вопрос о том, как идет подготовка инфраструктуры Харькова к «Евро-2012», вице-губернатор Сергей Стороженко сказал: «Никак. До сих пор нигде кирпич не положили и гвоздь не забили…». По словам вице-губернатора, сейчас реально ведется только реконструкция стадиона «Металлист» (которую курирует облгосадминистрация). В частности, за прошедший год на самом стадионе достроена и введена в эксплуатацию северная трибуна (которую начали реконструировать еще в 80-е годы), в начале осени снесена старая восточная трибуна и на ее месте возведена новая. А вот городским властям, по мнению Стороженко, кроме разговоров о проделанной титанической работе по подготовке к ЧЕ и нескольких громких скандалов, связанных с этой темой, похвастать нечем. Впрочем, городские власти расценивают ситуацию иначе. Христоев, например, в качестве наглядных результатов деятельности называет разработку инвестиционных проектов «Металлист-сити», «Металлист-арена», «Международный аэропорт «Харьков», «Сеть подземных парковок», «Изумрудная долина». «Кстати, часть из них уже реализуется, а другие ждут своих инвесторов, поиск которых проходит постоянно», – подчеркивает вице-мэр. Правда, сразу три проекта финансирует один инвестор – Александр Ярославский. Группа DCH заявила о готовности вложить в подготовку Харькова к чемпионату 503 миллиона долларов, в том числе в строительство спортивно-развлекательного комплекса «Металлист-сити» 327 млн долларов, в реконструкцию стадиона (проект «Металлист-арена») 30 млн, в модернизацию аэропорта – 119 млн долларов. Однако назвать других инвесторов, пожелавших принять участие в подготовке Харькова к «Евро-2012», директор гордепартамента затрудняется. И это несмотря на то, что в последнее время местные власти активно презентуют инвестиционные проекты за границей – в Германии, во Франции. Судя по всему, вопрос о том, сможет ли Харьков подготовиться к «Евро-2012», остается открытым. Инспекторам УЕФА, которые собираются наведаться в областной центр в июне, городские власти, по словам Виктора Христоева, «покажут стадион, котлован будущей пятизвездочной гостиницы «Місто» и участки, которые будут проданы с аукциона под строительство отелей». Сомнительно, что этот «парад» результатов, достигнутых за год, устроит проверяющих. Харьков и Полтава будут вместе готовиться к «Евро-2012» Мэры Харькова и Полтавы Михаил Добкин и Андрей Матковский заключили соглашение о сотрудничестве в рамках подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года. Соглашение о сотрудничестве предусматривает: – создание дополнительных механизмов, позволяющих выполнить требования городской целевой программы подготовки и проведения матчей финального турнира чемпионата Европы 2012 года по футболу в Украине; – использование возможностей Полтавы для того, чтобы разместить гостей чемпионата, обеспечить безопасность их передвижения, организовать досуг и медицинское обслуживание; – использование возможностей аэропорта Полтавы. Это совместное соглашение – историческое событие для обоих городов, сказано на официальном сайте горисполкома. «Преимущество такого союза в том, что Харьков имеет возможность пользоваться инфраструктурой Полтавы для обеспечения необходимых норм и требований», – отметил Михаил Добкин. Полтава же, по его словам, имеет возможность участвовать в мероприятиях, связанных с проведением матчей «Евро-2012». Андрей Матковский в свою очередь акцентировал внимание на том, что союз с Харьковом в рамках подготовки к «Евро-2012» делает Полтаву более привлекательной для инвесторов, которые готовы вкладывать деньги в развитие ее туристической инфраструктуры. При этом мэр напомнил, что в 2009 году будет отмечаться 300-летний юбилей Полтавской битвы и что к тому времени, согласно программе развития туризма, в его городе должно удвоиться количество гостиниц. «Для инвестора очень важно, что после 2009 года интерес к Полтаве не пропадет, поскольку впереди 2012 год, когда на основе соглашения с Харьковом Полтава тоже будет принимать гостей», – заметил Андрей Матковский. | |