0
November 27, 2024 22:09:22
Ru En Ua Select theme Select window style Print preview
0
Премьер-лига Украины сквозь призму денег, трансляций, спонсорства… - Face 2 Face Betting
July 29 2008

Премьер-лига Украины сквозь призму денег, трансляций, спонсорства…

Несомненно, одним из главных вопросов после создания Премьер-лиги является дилемма телетрансляций матчей чемпионата, ведь именно с формированием новой организации связывался прорыв в количественном и качественном представлении внутреннего первенства на ТВ. Первые два тура (без одного матча – в среду сыграют «Металлист» и «Таврия»), увы, развеяли надежды на некий позитив. Телевидение представило на суд болельщиков все те же четыре поединка, которые никак не отличались повышенными качественными показателями…

А РЕЗУЛЬТАТА ВСЕ НЕТ…

Честно говоря, просмотрев все представленные стартовые матчи, так захотелось «порубить шашкой направо и налево», разнести в пух и прах Премьер-лигу, поставить вопрос о целесообразности ее существования, но… Немного взвесив все «за и против», пришло понимание того, что в течение нескольких месяцев вряд ли любая организация может выйти на хороший уровень, удовлетворить запросы украинских поклонников спорта №1. Тем более что во главу угла новосозданное формирование ставит материальную задачу – руководители клубов элитного дивизиона должны не только вкладывать деньги, что, в принципе, было выбрасыванием их на ветер, а и зарабатывать или хотя бы выходить на «ноль».
По сути, ранее единственным источником доходов президентов команд были спонсорские вливания, продажа билетов и атрибутики. Гранды могли получить еще немного прибыли за выступление в еврокубках – УЕФА выделяет. И все. Пунктов-то немало, но много ли они приносят денег? Кажется, почти копейки. «А болельщики?», – скажут многие, – «Кто о них подумает?». Подождите, сначала финансы, а уже потом любители футбола. Парадокс? Едва ли… Думается, вряд ли кто-то будет ходить на работу только для того, чтобы удовлетворять потребности человечества, не получая за это денег. Это – реалии, никуда от этого не денешься. Именно поэтому, как упоминалось ранее, «рубить направо и налево» не захотелось. Лучше уж связаться с кем-то из области телеиндустрии, и пусть он держит ответ.
Кто больше всех знает о трансляциях? Правильно, тот, кто сам варится в этом котле. Поскольку телевизионными и рекламными правами Премьер-лиги занимается, как известно, агентство Media Sport Promotion (MSP), работающее в сфере спортивного маркетинга, спросить надо именно с него. Сергей Харченко, генеральный директор (владелец) данного агентства, не отказал в общении корреспонденту «Болельщика». Решив сразу же решить все негативные вопросы, разговор пошел о качестве трансляций матчей чемпионата. Тяжело вздохнув, Сергей Владимирович констатировал тот факт, что реальных успехов в этом направлении пока нет: «Поймите, мы делаем все, от нас зависящее, двигаемся нормальными темпами… За три года на улучшение «картинки» было потрачено более 2,5 миллионов долларов, но ощутимых результатов нет. Суть такого нонсенса стоит искать не только в нас – это проблема всего государства. Оно тоже должно что-то делать. Технический ресурс отечественных телеканалов находится на низком уровне, да и в кадровом плане все далеко не идеально. Посему смело скажу, что качество трансляций зависит не только от нас, но и от всеукраинского рынка телеиндустрии».

ПЯТЬ МАТЧЕЙ, ТРИ КАНАЛА, ОДНА КОНКРЕТИКА

А пытаться повышать то самое качество представления поединков Премьер-лиги, начиная с третьего тура, будут «Первый национальный», ТРК «Украина» и «Мегаспорт». В сумме все три канала покажут пять матчей в каждый игровой уик-энд. Однако пара последних «ретрансляторов» заполучили всего по одной игре, а вот «Первый национальный» – оставшиеся три. Примечательно, что только ТРК «Украина» уже заранее конкретно знает о полученных баталиях – все матчи «Шахтера», как выездные, так и домашние. Еще четыре поединка на ТВ будет определять Премьер-лига, а MSP, кстати, вскоре будет ходить под той самой Премьер-лигой. Сразу же отмечаем, что в августе, вполне возможно, украинского футбола на «Первом национальном» не будет, виной чему Олимпиада, которая планирует съесть почти все эфирное время, что подтвердил и Сергей Харченко.
К сожалению, не уточняется о суммах, которые уплатили клубы, но вряд ли их можно назвать большими. Как сообщает генеральный директор Media Sport Promotion, только 10 процентов от общих поступлений в Премьер-лигу – это деньги, полученные за право на трансляции. Остальные же 90 – спонсорские и рекламные средства.
Сергей Харченко также отметил, что еще далеко не все клубы передали MSP права на трансляции. На данный момент аж шесть представителей элитного дивизиона не подписали необходимые документы. Это – «Днепр», «Кривбасс», «Карпаты», «Ильичевец», ФК «Львов» и донецкий «Металлург». Однако все идет к тому, что в течение 2–3 месяцев и эти коллективы войдут в общий телевизионный пул. Кстати, за границей такой шары на будет. К примеру, в Италии футбольный чемпионат начинается лишь после того, как все клубы заключили контракты на телетрансляцию матчей. Так, в свое время итальянская Серия А стартовала на месяц позже намеченного срока, только после того, как были достигнуты договоренности всех клубов с каналом RAI.
Благодаря телевидению, в Европе и США спортивное событие превратилось в товар. Например, с целью заработать больше денег в 1992 году была организована английская Премьер-лига (The FA Premier League), которая, отделившись от футбольной ассоциации, получила право самостоятельно продавать лицензии на телевизионные трансляции поединков ведущих клубов Англии. Только за первые пять лет деятельности лиги, благодаря вливаниям каналов, за телевизионные права удалось выручить более 305 миллионов фунтов стерлингов, а трансляции сделать одними из самых рейтинговых передач. Другой пример – США, где некоторые каналы вообще принадлежат отдельным соревнованиям: канал, транслирующий только гольф (Golf Channel) или игры регулярного чемпионата по баскетболу (NBA Channel).
Интересно, что аудитория последнего только в США составляет около 45 миллионов человек. Наконец, продажа телевизионных прав сегодня является важнейшей статьей доходов от проведения спортивных событий. Так, Олимпиада в Афинах принесла ее организаторам 1,5 миллиарда «телевизионных» денег (56 процентов от всех доходов), а зимние Олимпийские игры в Турине 470 миллионов евро (48 процентов доходов).
Может и мы когда-то придем к чему-то подобному, но на данный момент особой популярностью футбол у нас не пользуется…

ВСЕ БУДЕТ, ЛИШЬ БЫ ИГРАЛИ ХОРОШО

По мнению Сергея Харченко, одного из кандидатов на пост президента Премьер-лиги, не за горами то время, когда прибыль от «продажи» внутреннего первенства может достичь 50 миллионов долларов. На это потребуется 3–4 года. В текущем сезоне эта цифра колеблется в районе семи «лимонов».
Основным составляющим такого вот успеха «главный знаток футбольного маркетинга» страны называет единое коммерческое пространство, которое необходимо создать в Украине. В общем, надо действовать централизовано, сообща, а спонсорские контракты необходимо заключать не на один сезон, а сразу хотя бы на три, а то и пять. Попутно Сергей Харченко отметил, что предстоящее Евро-2012 также может дать толчок в развитии инфраструктуры и увеличении доходов, что позволит клубам больше зарабатывать и, соответственно, больше тратить. Это может только позитивно повлиять на украинский футбол в целом – он станет интереснее, популярнее.
Немаловажным фактором достижения успеха Сергей Владимирович назвал «отсутствие внутренних разборок в нашем футболе, которые только тормозят развитие спорта №1 как коммерческого продукта, бизнес-проекта». Сложно не согласиться…
Напоследок небольшой анонс. Во вторник, 29 июля, Премьер-лига, похоже, наконец-то получит своего титульного спонсора, поиски которого начались еще с апреля сего года. Напомним, что вначале планировалось, что меценат уплатит 5 миллионов долларов, но первые торги провалились – претендентов на спонсорство нашего чемпионата не оказалось. Неделей ранее прошел второй раунд тендера, но сумма контракта была снижена на 1,5 «лимона». Однако и в этот раз не удалось найти организацию, которая согласилась бы уплатить такие деньги за звание «титульного спонсора чемпионата».
Третьи торги, как утверждает Сергей Харченко, с 90-процентной вероятность назовут имя того самого спонсора – отступать некуда. Правда, заплатит он лишь 2,5 миллиона. Претендент уже есть, осталось только согласовать детали. Вот так вот, не без трения, но, похоже, все углы функционирования Премьер-лиги потихоньку сглаживаются. Будет чемпионат, будут телетрансляции, будут спонсоры… Будет интрига и интерес. Конечно, если непосредственные участники представления – футболисты – постараются…

Кстати

Высшая лига-2007/08 на ТВ

Таблица усредненного рейтинга телетрансляции одного матча чемпионата-2007/08 по каждому клубу

1. (1). «Шахтер» 1,900
2. (2). «Динамо» 1,750
3. (4). «Днепр» 1,270
4. (3). «Металлист» 1,135
5. (6). «Арсенал» 1,065
6. (16). «Закарпатье» 1,056
7. (9). «Металлург» З 1,009
8. (13). «Кривбасс» 1,003
9. (5). «Таврия» 0,997
10. (11). «Заря» 0,962
11. (8). «Ворскла» 0,937
12. (10). «Карпаты» 0,927
13. (7). «Черноморец» 0,911
14. (12). «Металлург» Д 0,881
15. (14). ФК «Харьков» 0,850
16. (15). «Нефтяник-Укрнефть» 0,775

Примечание. Расчет велся путем определения среднего рейтинга трансляций домашних матчей каждого клуба без учета трансляций поединков клуба с «Шахтером» и «Динамо» (так объективнее). Для донетчан и киевлян учитывались все игры. В скобках указано место, которое команда заняла по итогам чемпионата-2007/08.

Самые рейтинговые матчи чемпионата-2007/08

(рейтинг – больше 2,00)
1. «Динамо» – «Шахтер» – 2:1 (16-й тур, 11.11.2007) 3,90
2. «Шахтер» – «Динамо» – 1:1 (1-й тур, 15.07.2007) 3,33
3. «Шахтер» – «Днепр» – 4:1 (10-й тур, 23.09.2007) 3,02
4. «Динамо» – «Днепр» – 1:3 (4-й тур, 05.08.2007) 2,20
5. «Шахтер» – «Металлист» – 4:1 (21-й тур, 15.03.2008) 2,17
6. «Динамо» – «Металлист» – 0:1 (15-й тур, 03.11.2007) 2,16
7. «Днепр» – «Динамо» – 0:4 (19-й тур, 02.03.2008) 2,15
8. «Металлист» – «Шахтер» – 1:3 (6-й тур, 19.08.2007) 2,03

© Voon Development Team 2000 - 2024 Contact us: info@voon.ru